Программа Растим патриотов России

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»

Принято:
на заседании
педагогического совета № 1
от 31.08.2020г

Утверждено:
заведующий МБДОУ
детский сад «Лесная поляна»
____________Н.Н.Сарычева
приказ № от 31.08.2020г

Программа по патриотическому воспитанию дошкольников:

«Растим патриотов России»
Выполнили: руководитель заведующий
МБДОУ Сарычева Н.Н.
-ст. воспитатель ДОУ Другова Т.Л.
-воспитатель высшей категории Намдакова Л.В.
- воспитатель высшей категории Рыбакова Н.В.
- музыкальный руководитель высшей категории Старюк Т.Ю.

п.Новый Уоян
2020г

I. Пояснительная записка
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение
к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром,
и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной
край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется
«пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению
психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим
детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и
уважение.

1. Обоснование актуальности программы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,
поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и
изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,
его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к
культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым
близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие
впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю
имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским
садом, своей семьей, своей улицей, посёлком, а затем и со страной, ее
столицей и символами.
Родной посёлок Новый Уоян. Надо показать ребенку, что родной посёлок
славен своей историей, традициями, достопримечательностями,
памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом.
Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну,
должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к
культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от
цвета кожи и вероисповедания.
Гипотеза: процесс воспитания чувства патриотизма будет успешным если:

в педагогическом процессе использовать разнообразные средства и методы
по формированию основ чувства патриотизма у детей дошкольного возраста;
поддерживать тесное сотрудничество с семьей в работе по воспитанию у них
любви к родному посёлку, краю, стране.
2. Цель и задачи программы
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование
нравственных ценностей, любви к своему краю, посёлку, семье и дому через
возрождение исторической памяти и народной культуры.
Задачи:
* создать новую воспитательную модель, обеспечивающую всестороннее
развитие детей;
* учить детей проявлять сострадание, внимательность к родным и близким,
друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;
* прививать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду,
малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо, все хорошее
начинается с родного дома и матери;
* ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем
прикосновения к истории своей семьи
* знакомить детей с символами республики и государства, в котором они
живут: гербом, флагом, гимном;
* формировать элементарные знания о правах человека; бережное отношение
к родной природе и всему живому;
* развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины
(большой и малой);

* воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре,
народному творчеству, обычаям, традициям;
* побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым
делам для семьи, родного дома, детского сада, родного посёлка.

Пути решения поставленных задач
Оснащение предметноразвивающей среды
- Создание музея государства
Российского «Родник» в детском
саду.
Организация патриотических уголков
в дошкольных группах ДОУ.
Пополнение атрибутов в игровом зале
«Чудо-Град»
Оформление стенда «Никто не забыт,
ничто не забыто» в коредоре ДОУ

Подготовка педколлектива к
работе по нравственнопатриотическому воспитанию
- Консультации,
Семинар,
Педсоветы,
Открытые просмотры,
Самообразование,
Курсы повышения квалификации.

Программа
«Ростим патриотов России»

Работа с детьми

Работа с родителями

-Занятия,

-Беседы,
-Экскурсии в музей,
-Продуктивная
деятельность, - Выставки,
-Праздники,
-Развлечения,
- Труд в природе,
- Целевые прогулки

-Родительские клубы,
-Совместные мероприятия,
- Выставки,
-Конкурсы,
-Тестирование,
- Праздники («Зарница»,
«Олимпионик», «День Защиты
Детей»)
-Акции: «Чтобы помнили»,
«Бессмертный полк», «Сохраним
берёзку», «Книга Памяти».

Взаимодействие с социумом
-Посещение поселковой
библиотеки,
- Совместные мероприятия с
СШ №36, школой Искусств
(День Знаний, День защиты
Детей, Сагаалган)
-Организация экскурсий на
предприятия посёлка.
– ТОС «Молодёжный»

Принципы:
1. Принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание
осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому
ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.
2. Принцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка и педагога.
3. Принцип интегративности – взаимосвязь с различными видами
деятельности.

4. Принцип систематичности и последовательности – такой порядок
изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
5. Принцип доступности – обучение тогда результативно, когда оно посильно
и доступно проблемного обучения детям.
6. Принцип проблемного обучения – дети в процессе игр, развлечений,
досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в результате чего
происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
7. Принцип компетентности педагога — воспитатель должен владеть
патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.
8. Принцип игровой подачи материала — в своей работе необходимо
опираться на ведущий вид деятельности — игру.
Чтобы сохранить у детей интерес ко всему новому, использую такие
инновационные технологии:
* личностно – ориентированный подход к детям;
* личностно – деятельный подход (ориентирование на действие,
технология дидактических задач);
* интегрированная система;
* здоровьесберегающие технологии;
* игровые методы и приемы.
7. Выполнение норм Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.1.2660-10.
4. Законодательно-нормативное обеспечение программы
Закон РФ «Об образовании».
Устав МБДОУ детский сад «Лесная поляна»

- Конституция Российской Федерации.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством
РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные
группы граждан России, программа определяет основные пути развития
системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в
современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с
изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.
- Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в
Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и
дополнениями) от 19 мая 1995г.
- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон
Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите
Отечества"» от 5 апреля 2013 г.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации,
разработка которой обусловлена необходимостью выполнения
Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2011–2015 годы»
Приоритеты:
1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка,
воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть
национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что
они – часть великого русского народа.
2. Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки,
пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как
нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему

нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости,
трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками,
пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим
нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным
образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные
детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу,
нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко
оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки,
восхваляются положительные качества людей. Особое место в
произведениях устного народного творчества занимают уважительное
отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря
этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и
нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают
народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные
веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года,
погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём
эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными
сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и
многообразии. Этим занимаются воспитатели.
4. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не
только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой
края, воспитатели решают не только природоохранные задачи, но и
воспитывают любовь к каждому объекту в природе.
5. Знакомство с историческим прошлым России – новое, но очень
интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей.
Дошкольникам нужны знания об истории страны. Но чтобы они были
усвоены детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них
первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины,

интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала,
учитываем возрастные особенности восприятия и социальную
подготовленность ребёнка.
В процессе реализации программы по работе с детьми используются: игры –
занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки,
экскурсии, чтение художественной литературы, занятия с использованием
электронных презентаций, занятия в музее детского сада «Родник»
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной
связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни,
своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на
него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна.
Мы со своей стороны оказываем психологическую поддержку семье в этих
вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и
экскурсии.
Мотивация
* содержательная – формирование опыта коллективной и творческой
деятельности, организация индивидуальной работы с детьми;
* социальная – создание ситуации успеха, использование похвалы,
поощрения, права ребенка на ошибку;
* прагматическая — усиления внимания детей к данному виду деятельности,
развитие познавательного интереса.
Содержание
* приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям,
народно-прикладному искусству, устному народному творчеству,
музыкальному фольклору, народным играм.
* знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям,
составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми,

игрушками, традициями; спосёлком, его историей, гербом, традициями,
выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени,
достопримечательностями;
* проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны
года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев
цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
* организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в
которой ребёнок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях,
животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым
жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
В дошкольных группах создать предметно – развивающую среду
патриотической направленности:
- постоянно пополнять мини – музей ДОУ «Родник» новыми экспонатами.
- стенд «Моя Родина — Россия»;
- дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди
флаг России», «Космос», «Улицами родного посёлка» и др.;
- дидактические папки: «Мой посёлок», «Моя семья», «Государственная
символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу
России»;
- сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и
др.;
- подобрать методическую, художественную литературу, через которую дети
совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской
армии и др.;
- тематические выставки в группе, «Они сражались за Родину»,
«Космические дали» и др.;

- информационно – коммуникативные технологии (мультимедийное средство
– медиапроектор, компьютер, подборка дисков со слайдами).
Использовать методическую литературу:
- «С чего начинается Родина?» Л.А. Кондрыкинской;
- «Патриотическое воспитание» Т.И. Подрезова;
- «Патриотическое воспитание в ДОУ» А.Н. Писарева;
- «Патриотическое воспитание дошкольника» Н.В. Алешина.
Средства:
- Примеры проявления героизма.
- Взгляды на патриотизм в летописях.
- Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к
Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).
- Русские сказки в процессе формирования любви к Родине, к своему народу,
к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
- Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая
роль
- Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости,
трусости, предательстве.
- В ДОУ имеется музейный комплекс «Родник» в него входят: « НовыйУоян
– моя малая родина», «Русская изба», «Космос», «Моя Бурятия»,
«Лукоморье», «Защитники земли русской», «Россия - Родина моя»,
«Природа Севера», музыкальный зал, физкультурный зал, кабинеты
логопеда и психолога, которые соответственно оборудованы, эстетически
оформлены;
- Оформление стенда «Никто не забыт, ничто не забыто»

- необходимо осуществляеть тесное взаимодействие с педагогами
дополнительного образования из Дома детского творчества, а также с
логопедом, музыкальным руководителем, руководителем по физической
культуре;
Взаимосвязь всех участников процесса:
- с родителями:
Одним из важных аспектов патриотического воспитания детей является
тесная взаимосвязь с семьёй. Сотрудничество с семьёй осуществляется в
виде выстраивания генеалогического древа, идущего от ребёнка, составления
семейных альбомов, проведение совместных мероприятий, консультаций,
родительских встреч, посещение на дому. Оформление альбома «Загляните в
семпейный альбом». Дети с большим интересом рассказывают об истории и
традициях своей семьи. Прикосновение к истории семьи вызывают у
воспитанников сильные эмоции, заставляют сопереживать.
Семейное изучение своей родословной помогает детям осмыслить, что семья
— ячейка общества, хранительница национальных традиций. Что счастье
семьи — это счастье и благополучие всего народа, государства. На более
высокую ступень поднялось сотрудничество с семьёй. Родители в
письменном виде делилятся воспоминаниями о своём детстве, путешествиях,
приносят фотографии, видеоматериалы, медали своих дедов. «Родной дом»
— это яркий пример взаимодействия всех участников образовательного
процесса. Изготовление и презентация продуктов проекта: семейная газета,
герб и девиз семьи, семейное дерево (родословная семьи). Традиции детского
сада «Рождественские Колядки», «Масленица», осенняя и весенняя ярмарки
поделок из природного матеоиала,совместная с родителями военнопатриотическая игра «Зарница», «Зимние олимпийские игры «Олимпионик».
Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное с
родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в

котором живет ребёнок и его близкие, совместные прогулки по улицам, с
последующим составлением фотогазеты-отчёта о прогулке, тематические
родительские собрания и т.д.
Активное участие родителей в оформлении стенда «Ничто не забыто, никто
не забыт», они приносят фотоматериалы и документы о прадедах,
воевавших с фашистскими захватчиками.
Организация в детском саду телефона доверия. Телефон доверия помогает
родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы,
предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
- с воспитателями:
На занятиях в детском саду воспитатели с детьми постоянно любуются и
восхищаются красивыми природными явлениями, предметами рукотворного
мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др.,
- героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые
рискуют жизнью во имя спасения товарищей,
- создают условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу
увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской
деятельности. Создают условия для самостоятельного выбора детьми вида
деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления
поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой
деятельности, организовывают конкурсы – выставки совместной с
родителями творческой деятельности. Дети рисуют на темы: «Во дворе»,
«Наша армия», «День Победы», «Что я знаю о Великой Победе», делают
коллективную аппликацию «Город будущего», «Мы отдыхаем», «Мой
любимый детский сад», конструируют на темы «Наш садик и участок», и др.
- создают ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с
окружающими людьми (дети выступают перед малышами, родителями,

гостями. Принимают участие в общепоселковых мероприятиях: «День
посёлка», «День защиты детей», «День Победы», «День Знаний»).
- стараются так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась
необходимость лучше узнать окружающих людей и себя,
- приглашают родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия
с детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов,
— на познавательные занятия)
- при знакомстве детей с трудом взрослых стараются выбрать объекты,
которые способствуют формированию у детей положительного отношения к
труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Например, труд
строителя, милиционера, железнодорожника, и др. Знакомство детей с любой
профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда
для всех людей города. Семья – первый коллектив ребёнка, и в нём он
должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день
свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого
разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей
приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду
в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и
отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть,
стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя
членами семьи. Большую роль в ознакомлении дошкольников с трудом
взрослых, разными профессиями, имеет организация сюжетно – ролевых игр
в игровом центре «Чудо Град»
- воспитатели рассказывают, чем прославились в нашем посёлке, в детском
саду родители детей. Папы детей сделали качели на участке, залили горки,
мамы помыли окна, посадили цветы. Катина мама сшила интересные мягкие
игрушки. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям,
присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они начинают

уважать труд своих родителей – берегут игрушки, сделанные близкими
людьми).
- воспитатели привлекают детей к хозяйственно-бытовому труду по
благоустройству и наведению порядка на территории детского сада и к труду
в природе. Дети вместе со взрослыми подкармливают зимующих птиц, после
снегопада расчищают дорожки, подсыпают свежий корм; окапывают
снегом корни кустов и деревьев, стряхивают снег с веток после сильного
снегопада, чтобы они не сломались под тяжестью снега, ухаживают за
комнатными растениями с учетом времени года, вместе со взрослыми
развешивают скворечники, убирают перегнившую листву, летом
высаживают растения на клумбу, собирают плоды и семена растений для
корма птицам, укрывают на зиму многолетние растения опавшими
листьями, готовят кормушки для птиц.
-Устраивают театрализованные представления,
- разучивают бурятские, русские, эвенкийские игры,
- со специалистами:
- логопед разучивает с детьми потешки, приговорки, народные шуточные
стишки, скороговорки, показывает богатство и красоту родного языка;
- на занятиях по изодеятельности необходимо учить детей рисовать
народные орнаменты, разбираться в искусстве русского народа, использовать
различные средства изображения, подводить детей к пониманию того, что
искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что
вызвало его интерес, удивление. Обращать внимание детей на то, что
искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно
доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно
относиться.
- музыкальные руководители проводят фольклорные и патриотические
праздники, знакомят с народной музыкой;

- инструктор по ФК проводит подвижные игры разных народов нашей
страны;
- педагог — психолог на своих занятиях поддерживает готовность детей
оказать любую помощь тому, кто в ней нуждается. Развивает у детей желание
сделать приятное окружающим их людям. Изготавливает вместе с детьми
подарки малышам, сотрудникам детского сада, родителям, гостям группы,
ветеранам;
- создаёт проблемные ситуации для привития нравственных качеств
(например, у ребёнка на прогулке потерялась игрушка, ставила в кружок
стулья на один меньше, чем детей и др.), каждый случай разбирается или
разыгрывается.
В понедельник – обязательные беседы «Как прошли выходные?» —
воспитание привязанности и любви к семье.
В другие дни: «Кому требуется помощь и как её осуществить?», «Какие
новые стихи или рассказы российских писателей ты услышал?», цель –
воспитание через художественное слово. Использовались следующие формы
работы с детьми:
«Фантазирование» (посёлок будущего; если бы я стал мэром посёлка,
волшебником, строителем и др.); «Академия детских идей» (создавали
макеты, планы, коллажи и др).
Цель этих форм работы – создание условий для отражения детьми
полученных знаний и представлений в разнообразных видах детской
деятельности.
III. Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения посёлка, его
достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической
значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к

прошлому, настоящему и будущему родного посёлка, чувства
ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к
патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
3-4 года.
Знать имя, отчество родителей.
Знать где работают их родители.
Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них,
бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за
растениями.
Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь
оказывать посильную помощь взрослым.
Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности
не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать
животных, не уничтожать насекомых.
Знать название своего посёлка; с доверием относиться ко взрослым, которые
заботятся о них.
4-5 лет.
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно
участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности,
направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
Уметь рассказывать о своем родном посёлке.
Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию
(стать военным, пожарным, милиционером и т. д.) .

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в
посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и
не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым
существам, не вредить им.
5-6 лет.
Знать свой домашний адрес, название посёлка, республики.
Иметь представление о символике края.
Знать название близлежащих улиц.
Иметь представление о жизни и быте народа населивших посёлок и
республику.
Узнавать на фотографиях достопримечательности посёлка, уметь
рассказывать о них.
Знать профессии своих родителей.
Знать правила поведения в природе.
Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости
окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Различать некоторые рода войск.
6-7 лет.
Краткие сведения об истории посёлка, республики.
Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер
телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Знать герб, флаг Бурятии и РФ.

Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнахзащитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их
обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас,
живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных
качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.
Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Правила безопасности поведения в природе и на улице посёлка.
Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках,
заказниках Бурятии.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать
себя полноправным членом общества.
IV. Этапы внедрения программы
 Сбор информации.
 Разработка и внедрение программы.
 Разработка и реализация плана программы.
 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
 Реализация планов обеспечивающих выполнение программного
материала.
 Регулирование выполнения программы.
 Текущий мониторинг выполнения программы.
 Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.
V. Механизм сопровождения программы

1. Планирование и подготовка
 Изучение методической литературы.
 План работы на год.
 Комплектование творческой группы.
 Составление разделов плана творческой группой (по годам) .
 Обсуждение проектов каждого плана.
 Утверждение плана.
2. Методическое сопровождение
 Организация и проведение семинара по изучению программы.
 Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном
направлении.
 Консультации.
 Проведение семинарских занятий.
 Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.
 Самообразование.
3. Использование результатов работы
Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, пед. чтений,
педсоветов, открытых просмотров) .
Оформление результатов работы.
Написание творческих работ, проектов.
Выступление в СМИ, на сайте ДОУ.

4. Мероприятия поддержки
Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ.
Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
Взаимодействие с семьей.
Сотрудничество с библиотекой.
Сотрудничество с отделом социальной защиты населения.
5. Итоговый анализ
Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий
мониторинг) .
Мониторинг профмастерства педагогов каждого этапа.
Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг) .
Оформление результатов работы.
Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию
педагогического процесса в рамках программы.
6. Материально-техническое сопровождение
• Дидактические и наглядные пособия;
• современные средства ТСО;
• методическая литература;
• Репродукции картин;
• картинки с различными видами войск и Защитников Отечества,
фотоальбомы «Мой посёлок»;
• «Моя семья»;

• художественная литература;
• грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
• карты, атлас Бурятия;
• символика Бурятии, России глобус и т. д.
• семейные фотографии
• видео - пособия
• мультимедийная система
• Интернет – ресурсы.
Используемая литература
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий во второй младшей
группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель» 2007 г.
2. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб:
Издательский Дом «Литера» 2007 г.
3. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005 г.
4. Евтушенко С., Л. Веселова. Воспитание большого гражданина России. //
Дошкольное воспитание 2007 №6 стр. 118-121
5. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5
стр. 11-13
6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю //
Дошкольное воспитание 2006 №2 стр. 3-8
7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное
воспитание 2006 №5 стр. 3-10

8. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с
детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12 стр. 31-36
9. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное
воспитание 2005 №10 стр. 10-19
10. Пряхина С. А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель
ДОУ 2008 №8 стр. 27-29
11. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10
стр. 52-54
12. Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о
Родине» СПб: Издательский Дом «Литера» 2007 г.
13. Татаринкова Л. Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб:
Издательский Дом «Литера» 2007 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.07.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83013044033

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».