МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА» Принято: на заседании педагогического совета № 1 от 31.08.2020г Утверждено: заведующий МБДОУ детский сад «Лесная поляна» ____________Н.Н.Сарычева приказ № от 31.08.2020г Программа по патриотическому воспитанию дошкольников: «Растим патриотов России» Выполнили: руководитель заведующий МБДОУ Сарычева Н.Н. -ст. воспитатель ДОУ Другова Т.Л. -воспитатель высшей категории Намдакова Л.В. - воспитатель высшей категории Рыбакова Н.В. - музыкальный руководитель высшей категории Старюк Т.Ю. п.Новый Уоян 2020г I. Пояснительная записка Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки у дороги, По которой мы идем Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом. И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем. В. Степанов Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение. 1. Обоснование актуальности программы О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, посёлком, а затем и со страной, ее столицей и символами. Родной посёлок Новый Уоян. Надо показать ребенку, что родной посёлок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Гипотеза: процесс воспитания чувства патриотизма будет успешным если: в педагогическом процессе использовать разнообразные средства и методы по формированию основ чувства патриотизма у детей дошкольного возраста; поддерживать тесное сотрудничество с семьей в работе по воспитанию у них любви к родному посёлку, краю, стране. 2. Цель и задачи программы Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование нравственных ценностей, любви к своему краю, посёлку, семье и дому через возрождение исторической памяти и народной культуры. Задачи: * создать новую воспитательную модель, обеспечивающую всестороннее развитие детей; * учить детей проявлять сострадание, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится; * прививать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо, все хорошее начинается с родного дома и матери; * ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи * знакомить детей с символами республики и государства, в котором они живут: гербом, флагом, гимном; * формировать элементарные знания о правах человека; бережное отношение к родной природе и всему живому; * развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины (большой и малой); * воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям; * побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада, родного посёлка. Пути решения поставленных задач Оснащение предметноразвивающей среды - Создание музея государства Российского «Родник» в детском саду. Организация патриотических уголков в дошкольных группах ДОУ. Пополнение атрибутов в игровом зале «Чудо-Град» Оформление стенда «Никто не забыт, ничто не забыто» в коредоре ДОУ Подготовка педколлектива к работе по нравственнопатриотическому воспитанию - Консультации, Семинар, Педсоветы, Открытые просмотры, Самообразование, Курсы повышения квалификации. Программа «Ростим патриотов России» Работа с детьми Работа с родителями -Занятия, -Беседы, -Экскурсии в музей, -Продуктивная деятельность, - Выставки, -Праздники, -Развлечения, - Труд в природе, - Целевые прогулки -Родительские клубы, -Совместные мероприятия, - Выставки, -Конкурсы, -Тестирование, - Праздники («Зарница», «Олимпионик», «День Защиты Детей») -Акции: «Чтобы помнили», «Бессмертный полк», «Сохраним берёзку», «Книга Памяти». Взаимодействие с социумом -Посещение поселковой библиотеки, - Совместные мероприятия с СШ №36, школой Искусств (День Знаний, День защиты Детей, Сагаалган) -Организация экскурсий на предприятия посёлка. – ТОС «Молодёжный» Принципы: 1. Принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития. 2. Принцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка и педагога. 3. Принцип интегративности – взаимосвязь с различными видами деятельности. 4. Принцип систематичности и последовательности – такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные. 5. Принцип доступности – обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям. 6. Принцип проблемного обучения – дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков. 7. Принцип компетентности педагога — воспитатель должен владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям. 8. Принцип игровой подачи материала — в своей работе необходимо опираться на ведущий вид деятельности — игру. Чтобы сохранить у детей интерес ко всему новому, использую такие инновационные технологии: * личностно – ориентированный подход к детям; * личностно – деятельный подход (ориентирование на действие, технология дидактических задач); * интегрированная система; * здоровьесберегающие технологии; * игровые методы и приемы. 7. Выполнение норм Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10. 4. Законодательно-нормативное обеспечение программы Закон РФ «Об образовании». Устав МБДОУ детский сад «Лесная поляна» - Конституция Российской Федерации. - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы. - Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г. - Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г. - Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г. - Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» Приоритеты: 1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. 2. Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Этим занимаются воспитатели. 4. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края, воспитатели решают не только природоохранные задачи, но и воспитывают любовь к каждому объекту в природе. 5. Знакомство с историческим прошлым России – новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. Дошкольникам нужны знания об истории страны. Но чтобы они были усвоены детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка. В процессе реализации программы по работе с детьми используются: игры – занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций, занятия в музее детского сада «Родник» Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем психологическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии. Мотивация * содержательная – формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми; * социальная – создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку; * прагматическая — усиления внимания детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса. Содержание * приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. * знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; спосёлком, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; * проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое; * организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребёнок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости. В дошкольных группах создать предметно – развивающую среду патриотической направленности: - постоянно пополнять мини – музей ДОУ «Родник» новыми экспонатами. - стенд «Моя Родина — Россия»; - дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного посёлка» и др.; - дидактические папки: «Мой посёлок», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу России»; - сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др.; - подобрать методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.; - тематические выставки в группе, «Они сражались за Родину», «Космические дали» и др.; - информационно – коммуникативные технологии (мультимедийное средство – медиапроектор, компьютер, подборка дисков со слайдами). Использовать методическую литературу: - «С чего начинается Родина?» Л.А. Кондрыкинской; - «Патриотическое воспитание» Т.И. Подрезова; - «Патриотическое воспитание в ДОУ» А.Н. Писарева; - «Патриотическое воспитание дошкольника» Н.В. Алешина. Средства: - Примеры проявления героизма. - Взгляды на патриотизм в летописях. - Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли). - Русские сказки в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее. - Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль - Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. - В ДОУ имеется музейный комплекс «Родник» в него входят: « НовыйУоян – моя малая родина», «Русская изба», «Космос», «Моя Бурятия», «Лукоморье», «Защитники земли русской», «Россия - Родина моя», «Природа Севера», музыкальный зал, физкультурный зал, кабинеты логопеда и психолога, которые соответственно оборудованы, эстетически оформлены; - Оформление стенда «Никто не забыт, ничто не забыто» - необходимо осуществляеть тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования из Дома детского творчества, а также с логопедом, музыкальным руководителем, руководителем по физической культуре; Взаимосвязь всех участников процесса: - с родителями: Одним из важных аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьёй. Сотрудничество с семьёй осуществляется в виде выстраивания генеалогического древа, идущего от ребёнка, составления семейных альбомов, проведение совместных мероприятий, консультаций, родительских встреч, посещение на дому. Оформление альбома «Загляните в семпейный альбом». Дети с большим интересом рассказывают об истории и традициях своей семьи. Прикосновение к истории семьи вызывают у воспитанников сильные эмоции, заставляют сопереживать. Семейное изучение своей родословной помогает детям осмыслить, что семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций. Что счастье семьи — это счастье и благополучие всего народа, государства. На более высокую ступень поднялось сотрудничество с семьёй. Родители в письменном виде делилятся воспоминаниями о своём детстве, путешествиях, приносят фотографии, видеоматериалы, медали своих дедов. «Родной дом» — это яркий пример взаимодействия всех участников образовательного процесса. Изготовление и презентация продуктов проекта: семейная газета, герб и девиз семьи, семейное дерево (родословная семьи). Традиции детского сада «Рождественские Колядки», «Масленица», осенняя и весенняя ярмарки поделок из природного матеоиала,совместная с родителями военнопатриотическая игра «Зарница», «Зимние олимпийские игры «Олимпионик». Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребёнок и его близкие, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчёта о прогулке, тематические родительские собрания и т.д. Активное участие родителей в оформлении стенда «Ничто не забыто, никто не забыт», они приносят фотоматериалы и документы о прадедах, воевавших с фашистскими захватчиками. Организация в детском саду телефона доверия. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. - с воспитателями: На занятиях в детском саду воспитатели с детьми постоянно любуются и восхищаются красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др., - героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей, - создают условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности. Создают условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности, организовывают конкурсы – выставки совместной с родителями творческой деятельности. Дети рисуют на темы: «Во дворе», «Наша армия», «День Победы», «Что я знаю о Великой Победе», делают коллективную аппликацию «Город будущего», «Мы отдыхаем», «Мой любимый детский сад», конструируют на темы «Наш садик и участок», и др. - создают ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступают перед малышами, родителями, гостями. Принимают участие в общепоселковых мероприятиях: «День посёлка», «День защиты детей», «День Победы», «День Знаний»). - стараются так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя, - приглашают родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов, — на познавательные занятия) - при знакомстве детей с трудом взрослых стараются выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Например, труд строителя, милиционера, железнодорожника, и др. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей города. Семья – первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Большую роль в ознакомлении дошкольников с трудом взрослых, разными профессиями, имеет организация сюжетно – ролевых игр в игровом центре «Чудо Град» - воспитатели рассказывают, чем прославились в нашем посёлке, в детском саду родители детей. Папы детей сделали качели на участке, залили горки, мамы помыли окна, посадили цветы. Катина мама сшила интересные мягкие игрушки. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они начинают уважать труд своих родителей – берегут игрушки, сделанные близкими людьми). - воспитатели привлекают детей к хозяйственно-бытовому труду по благоустройству и наведению порядка на территории детского сада и к труду в природе. Дети вместе со взрослыми подкармливают зимующих птиц, после снегопада расчищают дорожки, подсыпают свежий корм; окапывают снегом корни кустов и деревьев, стряхивают снег с веток после сильного снегопада, чтобы они не сломались под тяжестью снега, ухаживают за комнатными растениями с учетом времени года, вместе со взрослыми развешивают скворечники, убирают перегнившую листву, летом высаживают растения на клумбу, собирают плоды и семена растений для корма птицам, укрывают на зиму многолетние растения опавшими листьями, готовят кормушки для птиц. -Устраивают театрализованные представления, - разучивают бурятские, русские, эвенкийские игры, - со специалистами: - логопед разучивает с детьми потешки, приговорки, народные шуточные стишки, скороговорки, показывает богатство и красоту родного языка; - на занятиях по изодеятельности необходимо учить детей рисовать народные орнаменты, разбираться в искусстве русского народа, использовать различные средства изображения, подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать внимание детей на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться. - музыкальные руководители проводят фольклорные и патриотические праздники, знакомят с народной музыкой; - инструктор по ФК проводит подвижные игры разных народов нашей страны; - педагог — психолог на своих занятиях поддерживает готовность детей оказать любую помощь тому, кто в ней нуждается. Развивает у детей желание сделать приятное окружающим их людям. Изготавливает вместе с детьми подарки малышам, сотрудникам детского сада, родителям, гостям группы, ветеранам; - создаёт проблемные ситуации для привития нравственных качеств (например, у ребёнка на прогулке потерялась игрушка, ставила в кружок стулья на один меньше, чем детей и др.), каждый случай разбирается или разыгрывается. В понедельник – обязательные беседы «Как прошли выходные?» — воспитание привязанности и любви к семье. В другие дни: «Кому требуется помощь и как её осуществить?», «Какие новые стихи или рассказы российских писателей ты услышал?», цель – воспитание через художественное слово. Использовались следующие формы работы с детьми: «Фантазирование» (посёлок будущего; если бы я стал мэром посёлка, волшебником, строителем и др.); «Академия детских идей» (создавали макеты, планы, коллажи и др). Цель этих форм работы – создание условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в разнообразных видах детской деятельности. III. Ожидаемый результат реализации программы Наличие у детей знаний об истории возникновения посёлка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного посёлка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей. Дети должны знать: 3-4 года. Знать имя, отчество родителей. Знать где работают их родители. Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями. Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым. Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых. Знать название своего посёлка; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них. 4-5 лет. С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей. Уметь рассказывать о своем родном посёлке. Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т. д.) . Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им. 5-6 лет. Знать свой домашний адрес, название посёлка, республики. Иметь представление о символике края. Знать название близлежащих улиц. Иметь представление о жизни и быте народа населивших посёлок и республику. Узнавать на фотографиях достопримечательности посёлка, уметь рассказывать о них. Знать профессии своих родителей. Знать правила поведения в природе. Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей. Различать некоторые рода войск. 6-7 лет. Краткие сведения об истории посёлка, республики. Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада. Знать герб, флаг Бурятии и РФ. Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнахзащитниках Отечества, о ветеранах ВОВ. Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д. Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников. Правила безопасности поведения в природе и на улице посёлка. Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Бурятии. Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества. IV. Этапы внедрения программы Сбор информации. Разработка и внедрение программы. Разработка и реализация плана программы. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала. Регулирование выполнения программы. Текущий мониторинг выполнения программы. Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг. V. Механизм сопровождения программы 1. Планирование и подготовка Изучение методической литературы. План работы на год. Комплектование творческой группы. Составление разделов плана творческой группой (по годам) . Обсуждение проектов каждого плана. Утверждение плана. 2. Методическое сопровождение Организация и проведение семинара по изучению программы. Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении. Консультации. Проведение семинарских занятий. Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей. Самообразование. 3. Использование результатов работы Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, пед. чтений, педсоветов, открытых просмотров) . Оформление результатов работы. Написание творческих работ, проектов. Выступление в СМИ, на сайте ДОУ. 4. Мероприятия поддержки Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ. Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников. Взаимодействие с семьей. Сотрудничество с библиотекой. Сотрудничество с отделом социальной защиты населения. 5. Итоговый анализ Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг) . Мониторинг профмастерства педагогов каждого этапа. Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг) . Оформление результатов работы. Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы. 6. Материально-техническое сопровождение • Дидактические и наглядные пособия; • современные средства ТСО; • методическая литература; • Репродукции картин; • картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой посёлок»; • «Моя семья»; • художественная литература; • грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет; • карты, атлас Бурятия; • символика Бурятии, России глобус и т. д. • семейные фотографии • видео - пособия • мультимедийная система • Интернет – ресурсы. Используемая литература 1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель» 2007 г. 2. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера» 2007 г. 3. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005 г. 4. Евтушенко С., Л. Веселова. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6 стр. 118-121 5. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5 стр. 11-13 6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2 стр. 3-8 7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5 стр. 3-10 8. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12 стр. 31-36 9. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10 стр. 10-19 10. Пряхина С. А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8 стр. 27-29 11. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10 стр. 52-54 12. Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера» 2007 г. 13. Татаринкова Л. Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера» 2007 г.