Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Лесная поляна» ПРИНЯТО: Педагогическим советом №1 От 31.08.2020г УТВЕРЖДАЮ ________ Заведующий МБДОУ детский сад «Лесная поляна» Сарычева Н.Н. от 31.08.2020 ПРОГРАММА Кружковой работы инструктора по физической культуре с детьми 5-6 лет «Школа мяча» составитель программы: Инструктор по физической культуре Колесниченко Л.В. п.Новый Уоян 2020 1 I раздел Общие сведения об учебных группах Старшая группа «Незабудка» (возраст 5-6 лет) Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом. Количество занятий: 1 занятие в неделю, учебных часов в неделю – 50 минут, 4 занятия в месяц, 36 занятий в учебном году (с сентября по май). Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения. Учебная группа - постоянная, первый год обучения. Занятия по подгруппам, в подгруппе 10-12 человек. II раздел. Документы и материалы, с учетом которых составлена программа. Программа разработана в соответствии: - ФГОС ДО N1155 от 17 октября 2013 г., - ФЗ «Об образовании в РФ» N273 от 29.12.2012, - Конвенцией ООН о правах ребенка, - законом РФ «О физической культуре и спорте в РФ» N80 от 29.04.1999 г., письмом МО РФ N65/23-16 от 14.03.2000 г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», - Приказом МО РФ и МЗ РФ Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, РАО N2715/227/166/19 от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ», - Уставом МБДОУ детский сад «Лесная поляна» (физкультурнооздоровительное направление). Данная программа написана на основании программы «Физическая культура дошкольникам» Л.И. Пензулаевой и элементами программы «Школа мяча» Н.И.Николаевой. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. III раздел. Цели и задачи Основная цель данной программы — обогащение двигательного опыта детей 5-7 го года жизни, освоение детьми техники владения мячом. Задачи: 1. Научить детей технике владения мяча. 2. Освоение элементов игры в волейбол, элементы игры в баскетбол, способствование совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей. 3. Познакомить дошкольников с историей игры волейбол, баскетбол. 2 4. Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры. 5. Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучить индивидуальную тактику, искусство ведения мяча и забрасывания в кольцо. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом. 6. Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила. 7. Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели. 8. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях. IV раздел. Пояснительная записка. Вводная характеристика предмера: Актуальность программы: Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития. Для удовлетворения потребности детей в двигательной активности в детском саду необходимо организовывать занятия по интересам физкультурно-спортивной направленности. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании, отбивании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объёма развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование психических процессов: силы, уравновешенности, подвижности. Совместное выполнение упражнений с мячом ( в парах, втроём, в кругу ) – прекрасная школа приобщения ребёнка к коллективу. В играх, которые проводятся в команде, он учится слаженно работать с партнёрами. Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Поэтому упражнения с мячом занимают одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми и стали основой для составления данной программы. Программа обеспечивает достижения воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребёнка для успешного освоения им в дальнейшем основной общеобразовательной Программой начального общего образования по предмету «Физическая культура». 3 Структура занятий в старшей группе «Незабудка» Кол-во занятий в неделю по подгруппам 1 1 День недели среда Длительность условного часа 25 минут Время проведения 16.00-16.25 (1 подгруппа) среда 25 минут 16.35-17.00 (2 подгруппа) Список детей: 1. Адериха Толя. 2. Борисова Полина. 3. Казазаев Максим. 4. Кравцов Илья. 5. Калмаков Дима. 6. Пархатская Арина. 7. Иванов Слава. 8. Филоненко Яна. 9. Федоров Юра. 10.Хлебникова Катя. V раздел. Учебно-тематический план для старшей группы Возраст от 5 до 6 лет № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тема занятия Диагностика Диагностика История возникновения мяча Броски мяча Подбрасывание мяча Броски мяча Броски мяча Перебрасывание мяча Перекатывание набивного мяча Перебрасывание мяча Перебрасывание мяча Броски мяча Отбивание мяча Отбивание мяча Количество часов 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 4 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Забрасывание мяча Перебрасывание мяча Перебрасывание мяча Забрасывание мяча Броски мяча Перебрасывание мяча Отбивание мяча Перебрасывание мяча Знакомство с мячами – фитболами Перебрасывание мяча Упражнения с мячом – фитболом Упражнения с мячом – фитболом Перебрасывание мяча Отбивание мяча Школа мяча Диагностика Диагностика Итоговое 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут 50 минут VI раздел. Основная часть. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН Спорт. игра мес яц I неделя Волейб ол, пионер бол октя История брь возникновения спортивных игр «Волейбол, пионербол» основные отличия в играх. Разминка без предметов. Подбрасывание и ловля мяча двумя руками перед грудью. П.И. «Ловишка» Упражнения на восстановление дыхания II неделя III неделя Разминка без предметов. Броски и ловля мяча в парах двумя руками от груди. Подбрасывание и ловля малого мяча одной рукой. П.И. «Ловишка» И.м.п. «У кого мяч» Разминка с обручем. Броски и ловля мяча двумя руками изза головы, двумя руками снизу. Перебрасывание малого мяча из руки в руку стоя на месте и в движении. П.И. «Мы веселые ребята» Дыхательные упражнения 5 IV неделя Разминка с обручем. Обучение броскам мяча с хлопком, с поворотом. Броски малого мяча в парах на расстоянии 2-2,5м. П.И. «Мы веселые ребята» Релаксация: «На солнечной полянке» Баскет бол ноя брь Разминка с лентами Подбрасывание и ловля мяча сидя. броски набивного мяча в парах двумя руками от груди П.И. «Охотники и утки» И.м.п. «Найди игрушку» Разминка с лентами. Обучение броскам и ловле мяча в парах через сетку. Круговая тренировка. П.И. «Охотники и утки» И.м.п. «Веселый художник» дека брь Разминка с малым мячом. Отбивание мяча двумя руками сверху, двумя руками впереди, пальцы в замок. ползанье по пластунски, ходьба по канату. П.И. «Ловишка с мячом» И.м.п. «Зеркало» Разминка с малым мячом. Отбивание мяча через сетку любым удобным способом. Ходьба по скамье переступая кубы, спрыгивание с высоты 50 см. П.И. «Ловишка с мячом» И.М.П. «Голова и хвост дракона» Янв арь История возникновения спортивной игры «Баскетбол». Количество участников, правила игры. Разминка без предметов. Ходьба по наклонной доске, прыжки из обруча в обруч, ползание по пластунски. П.И. «Хитрая лиса» И.м.п.»Горячая картошка» 6 Разминка с кубиками. Обучение отбиванию воздушного шара двумя руками сверху, перед грудью. Перебрасывание мяча через сетку. П.И. «Невод» Дыхательные упражнения Разминка с кубиками. Обучение отбиванию воздушного шара через сетку. Прыжки с продвижением вперед, лазание по гимнастической лестнице с переходом с пролета на пролет. П.И. «Невод» Релаксация: «Воздушные шарики» Разминка без Разминка без предметов. предметов. Броски Отбивание мяча в и ловля мяча через парах через сетку сетку в парах. двумя руками. Отбивание мяча Лазание по гимн через сетку двумя лестнице с руками снизу. переходом с П.и. Мяч через пролета на сетку» пролет И.М.П. «Зеркало» П.и. Ловишки – перебежчики» Релаксация: «Облака» Разминка с кеглями Отбивание мяча от пола на месте и в движении. Стойка баскетболиста. прыжки через кубы, бег змейкой, ходьба по скамье спиной вперед П.И. «Чай-чайвыручай» дыхательные упражнения Разминка с кеглями. Отбивание мяча в движении, обводя предметы, с ускорением. Ползанье по скамье, подтягиваясь руками, перекаты боком, бег из обруча в обруч. П.и. «Чай-чайвыручай» И.м.п. «У кого колечко» Футбо л Фев раль Разминка с платочком. Ведение мяча по всему залу друг за другом, по диагонали, с остановкой по сигналу. ходьба по уменьшенной площади опоры, Подлезание под предметы П.И. «Снежная королева» И.м.п. «Ручеек» Разминка с платочком. Броски мяча в парах друг другу с отскоком от пола, без отскока. ползание в тоннеле, бег «змейкой», прыжки на четвереньках П.И. «Снежная королева» И.м.п. «Съедобное – не съедобное» Мар т Разминка с б. мячом Учить ловить мяч двумя руками на месте и в движении в парах. Лазание по гимн. лестнице с переходом с пролета на пролет по диагонали. П.И. «Не оставайся на полу» Дыхательные упражнения Разминка в парах Познакомить детей с историей возникновения и развития футбола. Правила игры, количество игроков, действия вратаря. Бег от линии до линии с продвижением вперед Разминка с б. мячом Учить забрасывать мяч в корзину двумя руками от груди, из-за головы, одной рукой от плеча. Прыжки с продвижением вперед, перекаты боком. П.И. «Чай – чай – выручай» И.м.п. «Зеркало» Апр ель Разминка в парах Ведение мяча ногой по прямой, обводя предметы. Удары по неподвижному мячу боком, носком. Вращение обруча П.И. «Охотники и утки» И.М.П. «Море волнуется» 7 Разминка с гантелями. Обучение ведению мяча в парах с передачей. Лазание по гимнастической лестнице, прыжки из обруча в обруч П.И. «Ловишка с лентой» И.м.п. «Запрещенное движение» Разминка с гимн. палкой. Ведение мяча и забрасывание его в корзину удобным способом. Совершенствоват ь ползанье по пластунски, ходьба по скамье спиной вперед. П.И. «Чай – чай – выручай» И.м.п. «Найди игрушку» Разминка с гантелями. Учить обводить игрока, забирать мяч у напарника при его противодействии. Перекаты боком, гусиный шаг, ползанье по скамье П.И. «Ловишка с лентой» Релаксационные упражнения: «Улыбка», «Пчелка» Разминка с гимн. палкой. Учить правильно вести мяч, увертываться, выполнять передачи мяча. Забрасывать мяч в корзину любым удобным способом. П.и. «Ловишка с лентой» Релаксационные упражнения: «Качели», «Бабочка» Разминка на скамье Отбивание мяча на месте, удары по катящемуся мячу, учить останавливать мяч одной ногой. Прыжки через скакалку. П.И. «Караси и щука» И.М.П. «Тишина» Разминка на скамье Передача мяча в парах друг другу правой и левой ногами. Ведение мяча толчками, с остановкой. Вращение обруча П.И. «Караси и щука» И.М.П. «Кто внимательный» Май Прыжки через скакалку П.И. «Охотники и утки» Дыхательные упражнения Разминка с флажками Забивание мяча в ворота, попадание мяча в предметы. Техника игры вратаря, ловля и отбивание мяча. П.И. «Вышибала» Дыхательные упражнения Разминка с флажками. Отбивание мяча в кругу друг другу, ведение мяча змейкой, с остановкой мяча по сигналу. П.И. «Вышибала» И.М.П. «Земля и небо» Разминка без предметов. Распределение обязанностей игроков. Обучение игре в одни ворота. П.И. «Футбол в одни ворота» И.м.п. «Горячая картошка» Разминка без предметов Игра «Футбол» облегченным способом 2 тайма по 5 мин. Релаксация: «Водопад» VII раздел. Критерий оценки результатов обучения. К концу года дети должны уметь: действовать по сигналу воспитателя, быстро реагировать на сигнал; играть с мячом, не мешая другим; согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила в командных видах (эстафета или поточный метод); • бросать и ловить мяч: двумя руками снизу вверх; двумя руками снизу вверх с хлопком впереди, за спиной; передача в парах двумя руками снизу; передача в парах двумя руками из-за головы; передача друг другу в разных направлениях стоя, сидя; передача в парах двумя руками от груди; передача мяча через сетку; передача мяча друг другу с помощью ног; выбрасывание мяча ногой вперед. • метать мяч: с расстояния 2 — 2,5 м в обруч, в корзину, расположенную на полу, двумя руками снизу; в вертикальную цель с 3-4 м; в баскетбольный щит с места; в баскетбольный щит с ведением; метать набивной мяч; с расстояния 2-2,5 м. в цель (ворота) • - отбивать мяч: 8 на месте правой, левой рукой; на месте правой с передачей из правой руки в левую; правой, левой рукой с продвижением вперёд, змейкой; ловить мяч ногой. VIII раздел. Условия для реализации программы. Для реализации программы «Школа мяча» в детском саду имеется спортивный зал, с нанесённой на полу разметкой. Оборудование соответствует требованиям программы. Спортивный инвентарь: Мячи: -резиновые (малые, средние, большие) (по 12 шт.) -малые пластмассовые (12 шт.) -надувные ( 2 шт.) -баскетбольные №3 (12 шт.) -волейбольные (2 шт.) -футбольные (8 шт.) -воздушные шарики (12 шт.) Мелкие предметы для развития кисти руки: -мячики для пинг-понга –мячи для большого тенниса - массажные мячики -баскетбольные корзины (1 шт.) -напольные корзины (4 шт.) -шнур для натягивания (1шт.) - волейбольная сетка (1 шт.) -футбольные ворота (2 шт.) -обручи (30 шт.) -кубики (25 шт.) -кегли (20 шт.) -гимнастические скамейки (2 шт.) -мишени (2 шт.) Технические средства обучения: -магнитофон -CD-диски (музыка для ходьбы, бега, ритмической гимнастики, релаксации -экран -проектор -ноутбук IX раздел. Литература. 1. «Играйте на здоровье!» Л.Н.Волошиной М.: Москва «Аркти» 2. «Школа мяча» Николаева Н.И. СП. «Детство- Пресс» 2008 г. 3. «Спортивные игры и упражнения в детском саду» Адашкявичене Э.Й.; 9 4. «Физическая культура в детском саду» Осокина Т.И М.: Просвещение 1986 г; 5. Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду» составитель Батурина. 6. «Детские подвижные игры народов СССР» составитель Кенеман А.В. М.: Просвещение 1988 г. 7. «Методика обучения и овладения элементами игры в футбол с детьми дошкольного возраста» И.А. Аксенов 10 Приложение 1.Подвижные игры Брось – догони. Натянуть верёвку на высоте 20-30 см от пола. Перед ней на расстоянии 2-3 м обозначить линию. Играющие ложатся на живот, берут обеими руками мячи. По сигналу бросают мячи через верёвку, догоняют их и поднимают вверх. Выигрывает поднявший мяч первым. Подбрось – поймай. Играющие распределяются на пары, у каждой пары мяч. Один в паре подбрасывает и ловит мяч, второй считает, сколько раз удалось бросить и поймать мяч. По сигналу воспитателя дети меняются ролями: тот, кто бросал, считает, а считавший бросает мяч. Мяч сквозь обруч. Шесть детей в вытянутых в стороны руках держат по обручу (всего 5 обручей). Двое играющих проходят вдоль цепочки из обручей справа и слева и перебрасывают друг другу мяч через каждый обруч. При повторении сменить стоящих с обручами. Попади в цель. Связываются четыре обруча (в виде цветка). Их кладут в центре круга, за чертой которого встают дети. Каждый по очереди бросает в обруч мяч. Попадание в центр между связанными обручами даёт три очка, а во все остальные обручи – по одному. Выигрывает тот, кто наберёт условленное количество очков. Шмель. Играющие сидят по кругу. Внутри круга по полу перекатывается мяч. Играющие руками откатывают его от себя, стараясь осалить другого (попасть в ноги). Тот, кого коснулся мяч (ужаленный), поворачивается спиной к центру круга и в игре не участвует, пока не будет осален другой ребёнок. Тогда он вступает в игру, а вновь ужаленный поворачивается спиной в круг. Ловишки с мячом. Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося: «Раз, два ,три – мяч скорей бери! Четыре, пять, шесть – вот он, вот он здесь! Семь, восемь, девять – бросай, кто умеет». Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся детей. Тот, кого запятнает мяч, пропускает игру. Целиться нужно в ноги. Мяч среднему. Играющие образуют 3-4 круга с равным числом детей. Внутри каждого круга водящий. Он по очереди бросает мяч каждому играющему и ловит от него. Когда мяч вернётся к водящему от последнего игрока, он поднимает его вверх. Выигрывает команда, раньше закончившая переброску мяча. Быстрый мячик. Играющие стоят по кругу, бросают и ловят мячи, говоря: «Разноцветный быстрый мячик Дети бросают мяч вверх и ловят. Без запинки скачет, скачет. Отбивают о пол. Часто, часто. Низко, низко. От земли к руке так близко. Скок и скок, скок и скок, Бросают вверх и ловят. Не достанешь потолок. Скок и скок, стук и стук, Отбивают о пол. Не уйдёшь от наших рук.» Ловкая пара. 11 На полу выкладываются 6 линий, параллельных одна другой, на расстоянии 1 м. Дети встают в две щеренги друг против друга между третьей и четвёртой линией. На сигнал «начали» каждая пара играющих по три раза подряд перебрасывает друг другу мяч. Если при этом мяч не упал, один из партнёров переходит за следующую линию (делает шаг назад) и расстояние между ними увеличивается. Если кто-либо из пары уронил мяч, надо считать снова. После трёх бросков то один, то другой играющий отходит назад на одну линию до тех пор, пока оба не станут у самых последних границ. Мяч вдогонку. Дети встают в два круга. Взрослый раздаёт 2-3 детям мячи. По сигналу «Мяч вдогонку!» дети начинают быстро передавать мячи друг другу. Если у одного ребёнка окажется два мяча сразу, он выбывает из игры. После повторения игры ребёнок играет снова. Мяч в кругу. Дети рассаживаются на полу на корточках в два круга. Водящие с мячом – в центре круга. Они катят мяч каждому ребёнку по очереди или тому, кого назовут: «Саша, лови!». Игрок ловит мяч и отсылает его обратно, но при этом надо выполнить какое-либо задание: успеть хлопнуть в ладоши 2-3 раза, назвать количественное или порядковое число, например, водящий говорит: «Первый!», ребёнок отвечает: «Второй!» и т.д. Можно назвать любой предмет, входящий в обобщённое понятие (мебель, фрукты т.п.). Побеждает та команда, которая быстрее прокатила мяч. Догони мяч. Играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в обе стороны рук. Водящий располагается за кругом. Место его в кругу остаётся свободным. Пятому ребёнку, стоящему вправо от водящего, даётся мяч. Дети хором говорят: «Раз, два, три – беги!» - и передают мяч вправо по кругу. Водящий бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем дойдёт мяч. Закати мяч в обруч. Дети распределяются на 2-3 подгруппы. Такое же число обручей лежит на полу. На край обруча кладётся дощечка (картонка), которая одной стороной касается пола. Получается маленькая горка. Подгруппы детей выстраиваются в колонны напротив горок. У каждого малый мяч. По сигналу водящие прокатывают мяч, стараясь попасть в обруч. При этом команде засчитывается три очка. Если мяч попал в обруч, но выкатился, то команда получает только одно очко, при промахе очко не начисляется. Передай мяч. Дети распределяются на 2 звена и выстраиваются в колонны друг за другом. Перед каждой колонной на расстоянии 3 м ставится кубик. Первый бежит с мячом, обегает предмет, передаёт мяч следующему в своей колонне и встаёт сзади всех. При потере мяча ребёнок возвращается, поднимает его и бежит с того места, где упал мяч. Побеждает звено, опередившее других при соблюдении условий игры. Не упусти шарик. На площадке обозначается линия старта. На противоположной стороне на расстоянии 8-10 м ставят 2-3 кубика. 2-3 ребёнка получают по воздушному шару, выходят к линии старта напротив кубиков, по сигналу, подбивая шар рукой, проходят или пробегают с ним, обегают кубик и возвращаются обратно. Побеждает тот, кто вернётся первым, не упустив шарик. Мяч о пол. Дети строятся в две колонны: одна с одной стороны зала, другая – напротив. Первые в колоннах получают мяч и по сигналу идут или бегут, отбивая мяч о пол. добежав до первых в противоположных колоннах, передают им мяч, а сами встают сзади. Получивший 12 мяч без промедления бежит обратно. Когда все поменяются местами. Взрослый отмечает колонну, которая выполнила задание лучше и быстрее. Кати в цель. Поперёк зала натягивается верёвка, на неё на проволочках низко над полом подвешены квадраты из плотного картона. Расстояние между квадратами 20 см. вызванные дети встают на исходную линию в 3 м от верёвки и по сигналу катят мяч в цель. Идут за мячами, катят ещё раз, после чего передают следующим. Подвижная мишень. К игрушечным машинам прикрепляют мишени из плотного картона. В соответствии с числом мишеней играющие встают на расстоянии 2 – 3 м от мишеней. Бросает каждый своим мячом в цель, стараясь откатить машину подальше. После 8 – 10 бросков игра заканчивается. Выигрывает тот, чья машина откатилась дальше от исходной линии. Попади в ворота. Дети делятся на две команды. По одному ребёнку от каждой команды встают на исходную линию. Перед ними на расстоянии 5 м выкладываются ворота из набивных мячей. От исходной линии нужно попасть в ворота, ударяя ногой по мячу (внутренней стороной стопы). Выигрывает та команда, в которой больше игроков, попавших в ворота. Мяч по дорожке. Дети распределяются на две команды. Перед каждой командой выкладывают из гимнастических палок, верёвок коридор шириной 50 – 100 см и длиной 3 м. У каждого в руках мяч. Нужно, ударяя мяч о пол, провести его по коридору, вернуться, встать в конце колонны и передать мяч следующему. Если ребёнок уронит мяч, он должен поднять и провести с этого места. Следующий в колонне начинает только тогда, когда игрок пройдёт коридор. Возвращаться в свою колонну можно только по своей стороне. Побеждает та команда, которая не только, быстро, но и правильно выполнит задание. Мяч в корзину. Дети становятся в 2 круга (команды). В середине корзина. У каждого малый мяч. Нужно бросить мяч сверху о пол так, чтобы он попал в корзину. Мячи бросают по очереди или всем вместе. Во втором случае мячи должны быть цветными. Команда. забросившая наибольшее количество мячей в корзину, становится победителем. Догони мячик. Из гимнастических палок делают 2 коридора шириной 30 см и длиной 3 м. Дети распределяются на две команды и выстраиваются у начала коридоров. Первый катит мяч, бежит за ним и старается его поймать, не давая ему выкатиться из коридора. Затем передаёт мяч следующему, сам становится сзади строя. Побеждает та команда, которая не только быстро, но и правильно выполнит задание. Мяч навстречу мячу. Дети распределяются на два звена и они встают друг против друга на расстоянии 4 – 5 м. У водящих по мячу. На сигнал взрослого: «Начали!» - дети прокатывают мячи навстречу один другому, но так, чтобы мячи не столкнулись. Поймав мяч, водящий передаёт его следующему. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок. Успей поймать. Дети образуют круг. В центре круга водящий. Дети перебрасывают мяч друг другу, стараясь, чтобы водящий не коснулся или не поймал его. Если ему это удаётся, он занимает место того, кто неудачно бросил мяч. Последний идёт в середину круга. Послушный мячик. На пол кладётся обруч. Ребёнок отбивает мяч рукой, стараясь точно попасть в круг. Ударять по мячу надо не сильно, но твёрдой ладонью и после того, как мяч достаточно высоко отскочил от пола. Это упражнение можно провести сидя на скамейке. Ты катись, катись, наш мячик. Дети стоят в кругу. По сигналу начинают быстро передавать мяч по кругу, при этом произнося: «Ты катись, катись, наш мячик, быстро, быстро по рукам. У кого остался 13 мячик, тот сейчас станцует нам!». Ребёнок, у которого остался мяч выходит в середину круга и выполняет танцевальные движения. Игра повторяется. Горизонтальная мишень. На полу выкладывается несколько обручей один за другим в 4 – 5 шагах от линии метания. Дети по очереди бросают мяч из-за головы двумя руками. Оценивается попадание – чем ближе, тем меньше очков. Точный удар. Две команды выстраиваются в колонны по одному, одна против другой. Между ними на полу обруч. По сигналу первый из одной команды бросает мяч в центр круга под углом так, чтобы он отскочил к первому из другой команды, и отходит в сторону. Бросает первый играющий второй команды. Так, сменяя друг друга, мяч бросают и ловят дети обеих команд. Побеждает команда, раньше завершившая игру или у которой было меньше промахов. Ребёнок, не поймавший мяч, ловит снова, но ему бросает уже следующий в команде. Попади и поймай. Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонну по одному. Перед каждой командой на расстоянии 6 – 7 м на полу лежат картонные квадраты близко друг от друга. По сигналу первые из каждой команды бегут к квадратам и стараются ударить мячом в квадрат и поймать его. После этого мяч передаётся следующему игроку. Не упусти мяч. Дети распределяются парами, у каждой пары мяч. Один из пары ударяет мяч о пол условленное число раз (4 – 6) и передаёт второму в паре. Побеждает та пара, которая сумеет дольше других удержать мяч в паре. Передача мяча осуществляется без остановки. Уронивший мяч выбывает из игры, а его партнёр дожидается, пока из какой –либо пары выйдет потерявший мяч, и продолжает игру с оставшимся. Закати мяч. Дети выкладывают из кубиков ворота шириной 30 – 40 см. По числу ворот распределяются на команды. У каждого играющего малый мяч. На расстоянии 3 м от ворот ребёнок катит мяч в ворота. По окончании прокатывания один из команды собирает все мячи и раздаёт своим игрокам. Подсчитывается число мячей, попавших в ворота. Наиболее меткая и быстрая команда объявляется победительницей. Выстрели мячом. Дети распределяются на две команды и рассаживаются на пол по кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. В каждом кругу малый мяч. Нужно взять его тремя пальцами (большим, указательным и средним), резко нажать на него и пустить по полу – «выстрелить». Все пальцы должны нажимать на мяч одновременно, равномерно. Играющий, которому направили мяч, старается его поймать и таким же способом послать следующему. Побеждает та команда, у которой «выстрелы» достигали цели. Не задень мяч. Дети распределяются на 3 – 4 команды. У каждой команды обруч и мяч. Нужно с силой ударить мяч о пол. играющий в это время несколько раз качает обруч (как маятник) под мячом до тех пор, пока мяч не перестанет подскакивать. Затем мяч и обруч передают следующему в команде. Победителем считается та команда, которая точно соблюдает условия игры. Стой! Дети стоят в кругу. Взрослый подбрасывает мяч высоко вверх и называет имя ребёнка. В этот момент все разбегаются в разные стороны. А тот, чьё имя было названо быстро подбегает, ловит мяч и кричит: «Стой!». Все играющие останавливаются на том месте, где их застал сигнал. Водящий бросает мяч в ноги кого-то из играющих. Если он попадёт, ребёнок быстро ловит мяч и кричит: «Стой!» и бросает мячом в кого-то опять и т.д. если водящий ни в кого не попадёт, он бежит за мячом, берёт его и снова бросает до тех пор, 14 пока не осалит кого-то. Когда водящий бросает мяч, все должны находиться на своих местах. Можно увёртываться, подпрыгивать, приседать и т.д. Гонка мячей по кругу. Дети стоят в двух кругах. В каждой команде одинаковое количество игроков. У каждого в руках мяч. По сигналу дети начинают передавать мячи в правую сторону. Побеждает та команда, у которой не было ошибок. На второй сигнал мяч передаётся в левую сторону. Мяч по кочкам. Дети встают по 5-6 человек в колонну по одному, у первого ребёнка мяч. На полу раскладываются 6-8 обручей диаметром 30-40 см на расстоянии 5-10 см друг от друга. Дети должны провести мяч так, чтобы он скакал по кружкам – «по кочкам», и передать мяч следующему. Выигрывает та команда, которой удалось выполнить задание с наименьшим числом ошибок. Играй, играй, мячик не теряй. Дети располагаются по залу в свободном порядке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о пол, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч о стену, в корзину. После сигнала взрослого все должны поднять мяч вверх. Проведи мяч. На полу выкладываются в ряд 8 кубиков на расстоянии 1,5 м один от другого. Играющий проводит мяч ногой по дорожке, обходя кубики то справа, то слева. Поймай мяч. Дети распределяются по трое. двое из них становятся на расстоянии 2-3 м и перебрасывают мяч друг другу. Третий встаёт и старается поймать мяч или коснуться его рукой. Передал – садись. Играющие становятся в две колонны. Впереди каждой на расстоянии 1 м в кружках водящие, у них по мячу. По сигналу каждый водящий бросает первому в своей колонне. Поймав мяч, ребёнок перебрасывает его водящему и садится на пол. Водящие бросают мяч вторым, затем третьим играющим и т.д. Получив мяч от последнего игрока своей команды, водящий поднимает его вверх, а все участники его команды быстро вскакивают. Выигрывает команда, водящий которой первым поднял мяч и все дети успели быстро подняться. Кто быстрее? Двое игроков стоят напротив друг друга на расстоянии 10 м. Между ними в кругу стоит высокий кубик. Дети стараются сбить его мячом. Тот, кому это удалось, передвигает кубик на один шаг ближе к себе. Выигрывает тот, кто ближе переставит кубик к себе. Волейбол с воздушными шарами. Натянуть верёвку на высоте 1,5 м. связать вместе два воздушных шара, в которые можно влить по несколько капель воды. По обеим сторонам от верёвки находятся команды, по 3-5 детей в каждой. Играющие отбивают шары, стараясь перегнать их на сторону противника и не давая упасть на своей стороне. Быстро отвечай. Дети стоят в кругу. В центре взрослый с мячом. Он по очереди задаёт каждому ребёнку вопрос, например: «Как зовут твою маму?» или «Какое число следующее после пяти?» и т.д. Затем бросает ребёнку мяч, он быстро отвечает на вопрос и бросает мяч обратно взрослому. В случае, если ребёнок не отвечает в течение 5 сек., он передаёт мяч соседу и вопрос переадресовывается ему. Дыхательные упражнения Носик балуется. 15 На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одно руки на крылья носа. Смешинка. Сделать глубокий вдох и на выдохе произносить: «Ха-ха-ха-ха-ха!». Шарик лопнул. Широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «ф-ф-ф….», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается – дети хлопают в ладоши, произнося: «ш-шш…». Подуй на листик. Сделать глубокий вдох и подуть на воображаемый листик на ладони. Летят мячи. Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперёд. При этом на выдохе произнести: «Ух-х-х-х!». Ветер и листья. После вдоха задержать дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произнести: «ф-ф-ф-ф», затем на одном выдохе произнести несколько раз «п-п-п», делая ступенчатый выдох, постепенно опуская руки вниз. Ёжик. Сидя на коврике, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «ф-ф-ф-ф». Выпрямить ноги -вдох. Каша кипит. Сидя, одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот (выдох), громко произносить: «пых-х-х-х-х !» Ветер дует. Изобразить завывания осеннего ветра: «у-у-у-у-у». Громко (сильный ветер), тихо (слабый ветер). Лесной воздух. Подышать лесным воздухом: вдох носом, выдох ртом. Маятник. Стоя, н.ш.п. палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох, произносить: «тух-х-х-х….». На турнике. Стоя, палку держать перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – выдох. На выдохе произносить: «ш-ш-ш-ш…». Подуй на снежинку. Выполнить глубокий вдох, длинным выдохом подуть на воображаемую снежинку на ладошке. Хлопушка. Стоя, н.ш.п. руки в стороны. Сделать глубокий вдох носом, резкий наклон – выдох, произнести: «хлоп!». Молодцы. Сделать вдох, задержать дыхание. На выдохе произнести: «мо-лод-цы!». Дровосек. Стоя, н.ш.п. руки над головой в замке. Сделать глубокий вдох носом. Резкий наклон – выдох, произнести: «у-у-у-у-у-х!». Ах! Сделать вдох, задержать дыхание, на выдохе произнести: «а-а-а-а-х!». Вырасти большой. 16 Стоя, руки вверху. Хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки, опуститься на ступню – выдох, произнести: «у-у-у-х-ты!». Стёклышко. Сделать вдох, открытым ртом выполнить выдох, как бы подышать на замёршее окошко. Мыльные пузыри. Сделать вдох, на выдохе надувать воображаемый мыльный пузырь, сложив губы трубочкой. Апчхи! Выполнить вдох, вдыхая воздух толчками: «а-а-а». Выполнить выдох, произнести: «пчхи!». Гармошка. Положить руки на рёбра, сделать вдох и на выдохе произнести: «ш-ш-ш», как бы выжимая воздух из лёгких. Партизаны. Стоя, в руках палка («ружьё»). Ходьба, высоко поднимая колени. На два шага вдох, на 6-8 шагов – выдох (медленный) с произнесением: «ти-ш-ш-ше». Обед. Кто готовит праздничный обед 8 марта? (Папа). Какие запахи на кухне? (Вкусные). Давайте почувствуем эти запахи: вдох через нос – выдох через рот. Насос. Стоя, н.ш.п. руки согнуты в локтях перед грудью. Вдох, наклон – выдох, руки выпрямить и произнести: «с-с-с-с…». Художники. Вдох, на выдохе рисовать воображаемые фигуры, сложив губы трубочкой. Дятел. На выдохе произнести как можно дольше: «д-д-д-д….», ударяя кулачками друг о друга. Дуем друг на друга. Дети стоят в парах. Сделать вдох, на выдохе подуть друг на друга. Полёт в космос. Стоя в кругу, дети образуют «ракету», делают дружный вдох. На выдохе произносят: «а-а-а-а…», как бы взлетая на ракете, постепенно повышая голос. Ныряльщики. Вдох через нос, присесть – «нырнуть», задержать дыхание. Выпрямиться, выполнить выдох – «вынырнуть». Осы. Вращать перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносить: «з-з-з-з-з…». Сирень. Понюхаем цветущую сирень: вдох носом, выдох – ртом. Песенка. Вдох, на выдохе пропеть куплет знакомой песенки со звуком «а-а-а-а…». Методика обучения игре в баскетбол. Успешное выполнение игровых действий с мячом связано с овладением детьми наиболее целесообразными приемами перемещения по площадке. В старшей группе детей учат принимать основную стойку баскетболиста: ноги умеренно согнуты в коленях, расставлены на ширину плеч, одна из них выставлена на полшага вперед; тяжесть тела распределяется на обе ноги равномерно; руки согнуты в локтях, прилегают к туловищу. Передвижение по площадке осуществляется преимущественно бегом, который сочетается с ходьбой, остановками, поворотами и прыжками. Упражнения в перемещении по площадке совмещаются с действиями с мячом. Следует помнить, что, удерживая мяч двумя руками, ребенок должен охватывать его широко расставленными пальцами не совсем сбоку, а 17 несколько сзади. Мяч лучше держать так, чтобы он не закрывал лицо играющего и не ограничивал видимости. При ловле мяча его встречают руками, захватывают пальцами и, сгибая руки, мягко подтягивают к себе, не прижимая к груди. Кисти рук при этом должны быть расслаблены, а ноги надо эластично сгибать. Передача мяча и его ловля выполняются сначала с места, потом в движении, одновременно двумя (от груди) и одной рукой (от плеча). Эти упражнения усложняют последовательно. От индивидуальных действий с мячом детей переводят к упражнениям парами, тройками и группками. В старшей группе детей начинают приучать к правильной технике передачи мяча: в правильной стойке, держа мяч на уровне груди двумя руками, ребенок совершает небольшое дугообразное движение к туловищу по направлению вниз - на грудь, а затем, разгибая одновременно руки и ноги и действуя всем корпусом, он посылает мяч активным движением кистей вперед. Броскам мяча в корзину детей обучают одновременно с обучением передаче мяча, так как эти движения сходны по структуре. Однако в броске мяча, в отличие от передачи, ребенок описывает мячом, который он удерживает в исходном положении у груди, небольшую дугу вниз на себя, а затем бросает его, вьшрямляя руки вверх, но не вперед. Одновременно разгибаются ноги, туловище устремляется вверх - вперед, происходит приподнимание на носки, руки сопровождают полет мяча, отталкивают его кистями, направляя в корзину. Прицеливаясь, следует смотреть в ту точку, в которую хочешь попасть мячом, поднимая при этом голову. Детей упражняют в бросании мяча в цель через веревку, сетку, высота которых постепенно увеличивается. В старшей группе педагог не добивается от воспитанников целиком правильных движений. Он старается всесторонне подготовить их к усвоению необходимых для игры приемов, формируя навыки самых разнообразных действий с мячом. В подготовительной к школе группе продолжается усвоение приемов передачи, ловли, ведения и броска мяча в сторону. Задания постепенно усложняются. От упражнений, выполняемых стоя на месте, переходят к упражнениям с перемещением игрока, с дополнительными заданиями, при противодействии другого игрока. Формируются умения применять названные действия в игровых условиях, сочетать их между собой и с другими действиями с мячом и без него, в зависимости от игровой ситуации. Целесообразно варьировать условия выполнения этих действий. При этом усложняется взаимодействие игроков между собой. Упражнения в передаче и ловле мяча дополняются заданиями, выполняемыми при передвижении парами. Когда дети хорошо овладевают способами ловли и передачи мяча, эти действия начинают применять в сочетании с остановками, поворотами, ведением и бросанием мяча в корзину. В этой возрастной группе значительно расширяется круг упражнений для разучивания приемов ведения мяча. Вырабатываются непринужденность и ритмичность действий. Следует стремиться к тому, чтобы на 2 шага приходился 1 удар мяча о площадку. Совершенствуются навыки отталкивания мяча пальцами и мягким движением кисти, ведение правой и левой рукой. Детей обучают приемам ведения мяча с изменением направления и скорости передвижения, высоты отскока. Дети осваивают такие важные для игры элементы, как остановка после ведения мяча с удержанием его в руках и с передачей партнеру. Вначале остановки совершают после ходьбы шагом, затем после медленного бега. Только тогда переходят к разучиванию техники остановок после быстрого бега. А также внезапных - по звуковым и зрительным сигналам. Детей учат останавливаться следующим образом: после энергичного отталкивания одной ногой ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг, несколько отклоняется назад (в сторону) на опорную ногу и делает второй шаг. Ноги плавно сгибаются, тяжесть тела распределяется на обе ноги. Умение останавливаться используется при разучивании броска мяча в корзину после предварительной остановки. Такой бросок часто выполняется одной рукой от плеча. Для выполнения броска 18 рекомендуется выставлять одну ногу на полшага вперед (мяч в это время находится на ладони согнутой в локте руки и придерживается другой рукой), а затем, разгибая ноги и одновременно выпрямляя руку с мячом вверх - вперед, мягким толчком кисти направлять мяч в корзину. Только после того как дошкольники овладеют умением сочетать разнообразные действия, связанные с ловлей и бросанием мяча, ведением и бросанием мяча, ловлей и ведением мяча, ведением и передачей мяча, ведением и забрасыванием мяча в корзину. Научатся применять их в упражнениях и играх с установленными взаимоотношениями игроков, приступают к разучиванию игры в баскетбол по облегченным правилам. Баскетбол игра командная. В ней одновременно участвуют 2 команды. В каждой - 5 основных и несколько запасных игроков. Время игры ограничено двумя таймами по 5 мин (всего 10 мин), между которыми дается перерыв в 5 минут. Цель игры состоит в том. Чтобы забросить в корзину соперника как можно больше мячей, соблюдя при этом правила игры. Команде, забросившей мяч в корзину, начисляется 2 очка. Игра состоит из двух таймов по 5 минут, между которыми делается перерыв. Судейство в игру ведет воспитатель. Для игры в баскетбол используются резиновые мячи диаметром 18-20 см и мячи для мини-баскетбола. Важно, чтобы мячи хорошо отскакивали от поверхности площадки, пол. Правила игры с мячом заключаются в том, сто мяч можно передавать, бросать или вести в любом направлении. Случайное касание ногой мяча не считается нарушением. Ударять по мячу ногой или кулаками запрещается. Ребенок, получивший мяч в движении, может вести его не более 3 шагов, после чего он должен передать его товарищу по команде. Вести мяч одновременно двумя руками не разрешается. Если мяч попадет за пределы площадки, он считается вышедшим из игры. Виновным в выходе мяча из игры считается тот, кто дотронулся до него последним. Если судья затрудняется определить, кто это сделал, назначается спорный бросок. Любое несоблюдение перечисленных правил считается нарушением. Команда, нарушившая правила, Лишается мяча, и он передается другой команде. Вбрасывание мяча осуществляется игроком команды, которая его получает, из-за боковой линии против того места на площадке, где было совершено нарушение. Розыгрыш начального и спорного бросков производится в начале каждого периода, при задержке мяча, а также в тех случаях, когда 2 игрока из соперничающих команд одновременно взялись за мяч, когда воспитатель сомневается, от кого вышел мяч, когда мяч застрял в корзине или же была совершена ошибка игроками обеих команд. Выполнение правил игры имеет большое воспитательное значение и помогает организации поведения детей. Игроки, которые плохо ведут себя, должны быть удалены на время с площадки. В процессе игры дети должны быть внимательны и доброжелательны друг к другу. Методика обучения катанию, бросанию и ловле, метанию. Катание — полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. Для успешного прокатывания следует направлять мяч вперед, стараясь, чтобы он не уклонялся в сторону, толчок должен быть сильным и уверенным. В старшей и подготовительной к школе группах дети катают утяжеленный набивной мяч весом до 1 кг. Толчок должен выполняться пальцами выпрямленных рук, как бы сопровождая ими движение мяча. Бросание и ловля — более сложные движения, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска. Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанке. При овладении действиями с мячом большое место занимают индивидуальные упражнения, самостоятельные попытки 19 детей играть с мячом: бросать его в любом направлении, использовать усвоенный способ броска - снизу, сбоку, от плеча. Бросок о землю должен выполняться вертикально вниз с соблюдением точности направления и определенной силы толчка. При слабом ударе приходится наклоняться вниз, чтобы поймать мяч, а при излишне сильном ударе мяч высоко взлетает и его трудно поймать. Успех в данном упражнении во многом зависит от состояния поверхности, поэтому бросание мяча вниз воспитатель организует на асфальтовой дорожке, плотной, ровной площадке. Мяч, брошенный вверх или отскочивший от земли, ловят двумя руками одновременным хватом с двух сторон или снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч. Пальцы слегка согнуты, образуя как бы чашу. Мяч, брошенный сверстником, надо л овить не прижимая к груди, стараясь встречать при ловле пальцами, руки выпрямлять по направлению к летящему мячу, а поймав, согнуть их и подтянуть мяч к груди. Старшие дети ловко и непринужденно бросают и ловят мяч. Поэтому они могут находиться в разных положениях - сидя, стоя, парами, по кругу, передвигаясь. Удается старшим и сочетание разных движений с игрой в мяч, например, подбрасывать и ловить мяч приседая, подпрыгивая, чередовать бросание и ловлю с бегом. Инструктор должен научить старших дошкольников ведению мяча. К разучиванию этого движения надо приступать после того, как дети овладеют навыком отталкивать мяч стоя на месте мягкими, плавными движениями кисти. При ведении мяча ребенок продвигается вперед шагом, а затем и бегом, немного наклонившись по ходу движения. Мяч отбивают так, чтобы он отскакивал на уровне или несколько выше пояса. Метание в цель (горизонтальную и вертикальную) выполняется мячами резиновыми или теннисными, мешочками с песком, шишками, снежками. Горизонтальной целью может служить ящик, пенек, корзина, вертикальной - щит с нарисованным кругом, обруч, большой мяч, дерево и т.п. в зависимости от характера цели, веса и величины метаемого снаряда выбирается способ метания. Большой мяч в корзину или лежащий на земле обруч бросают двумя руками снизу, маленький мяч или шишку — одной рукой. В вертикально расположенную цель чаще бросают небольшой снаряд одной рукой. В метании надо обращать внимание на чередование бросков правой или левой рукой - это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики появления нарушения осанки. Метание вдаль не требует такой точности, глазомера, как метание в цель. Движения детей здесь более свободные, размашистые, энергичные. Часто, бросок, хотя и резкий, направляется вниз, и предмет падает близко от ребенка (в пределах 0,5,- Дм), детей надо обучить правильному метанию вперед-вверх. По такой траектории мяч улетит далеко. Без зрительного ориентира дети с трудом понимают, как это выполнить. Поэтому инструктор предлагает перебросить мяч через куст, ветку дерева или подвешивает веревку несколько выше поднятой руки ребенка. Дети располагаются на расстоянии 2 - 3 м. сам инструктор должен правильно показать детям движение с соблюдением всех основных требований техники или для показа подготовить ребенка, умеющего хорошо метать. Метание вдаль выполняется разными способами: от плеча, из-за спины через плечо с предварительным замахом, снизу, сверху, сбоку. Вдаль метают мячи, мешочки с песком, шишки, снежки. Вырезанные из картона круги метают способом сбоку, напоминающим метание диска. Мячи должны быть разнообразными: маленькие резиновые или теннисные диаметром 5-6 см. Для некоторых упражнений и игр используются надувные мячи, старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 1 кг. Мячи должны хорошо отскакивать. Методика обучения игре в волейбол. Детей учат передаче мяча и подаче двумя руками. Обучение игре в волейбол складывается из трех этапов (подготовительный, подводящий, основной). На подготовительном этапе нужно научить умению видеть мяч, быстро реагировать на 20 его полет, развивать координацию движений. На втором этапе детей учат выполнять упражнения с мячом: перебрасывать мяч друг другу (высоко, сильно) и ловить его двумя руками, отбивать мяч толчком двух ладоней в нужном направлении. На основном этапе учат перебрасыванию мяча через сетку с соблюдением следующего правила: • Мяч в руках не задерживать, а отбивать его выше и сильнее, чтобы перебросить через сетку. Методика обучения ведению мяча. На начальном этапе обучения детям более доступно ведение мяча с высоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Затем появляется возможность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. И, наконец, он легко усваивает ведение мяча с обычным отскоком по прямой, с изменением направлений. Вначале надо вести мяч на небольшой скорости в прямом направлении. Следует учить отбивать мяч правой и левой рукой, стоя на месте и продвигаясь вперед, поворачиваясь вокруг, не выпуская мяч из крута, обводя предметы. При ведении меча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняясь несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч вверху и от себя. Толчки мяча игрок выполняет несколько сбоку от себя, равномерно.Основные ошибки: дети бьют по мячу расслабленной ладонью; многие пытаются вести мяч прямо перед собой, что мешает передвижению вперед. Правила ведения мяча: 1. Не бить по мячу, а толкать его вниз. 2. Вести мяч спереди — сбоку, а не прямо перед собой. 3. Смотреть вперед, а не вниз на мяч. При обучении ведению мяча целесообразно вначале использовать подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение на месте попеременно правой и левой рукой. После того как ребенок научится контролировать мяч обеими руками достаточно уверенно, можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом. Упражнения: 1. Ведение мяча на месте, активно толкая его вниз правой, затем левой рукой. 2. Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой. 3. Группа располагается по 6 человек, и подгруппы размещаются по всей длине площадки. Первый игрок ведет мяч ко второму, передав мяч, сам остается на его месте; второй ведет мяч к третьему и выполняет то же самое. Последний - возвращается на место первого. 4. Дети строятся в колонны по 4 - 6 человек. Напротив каждой колонны выставляются кегли на расстоянии 1 - 2 м. друг от друга. После сигнала воспитателя дети ведут мяч, обходя первую кеглю справа, вторую слева. Обратно ведут мячи по прямой, передают следующему и становятся в конец колонны. Методика обучения игре е футбол Для организации занятий по физическому воспитанию с детьми 5-7 лет на основе использования элементов игры в футбол необходимо осуществить ряд последовательных мероприятий. Суть их заключается в подготовке мест и инвентаря в спортивном зале или на спортивной площадке, подборе соответствующих возрастным особенностям способов владения мячом, создании условий выполнения различных движений в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах, использовании упражнений для двигательного действия футболиста (удары по мячу, передачи, остановки, ведения). 21 Рекомендуется применять специальные упражнения в следующей последовательности: на развитие «чувства мяча»; на обучение ударам; на обучение остановок и передач; на обучение ведения; комбинированные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование игры в футбол. Занятия необходимо проводить длительностью по 25-30 минут. Включать элементы игры в футбол в каждое занятие в процентном соотношении 25% от общего времени занятий. В процессе деятельности необходимо использовать упражнения, в условиях обеспечивающих интеграцию познавательной и двигательной деятельности детей. Для этого необходимо подготовить спортивный _ инвентарь и оборудование с дидактической символикой (мячи, ворота, ориентиры, мишени, обводки). Игра в футбол по упрощенным правилам проводится малыми командами от 2 до 4 человек. Рекомендуемая длительность игры - два тайма по 3-5 минут. Перед игрой детей знакомят с правилами игры в футбол. Формирование двигательных действий с мячом должно осуществляться на основе повторения упражнений для детей 5-7 лет по 10-12 раз по 4-5 серий. На каждом этапе обучения необходимо осуществлять анализ вьшолнения детьми двигательных действий и установить основные ошибки. Определить, в какой фазе движений они происходят, использовать подводящие упражнения различными частями тела, таким образом, чтобы достичь согласования отдельных движений. 22