МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА» ФИЛИАЛ В П. «УОЯН» Принято: на заседании педагогического совета № 1 от 31.08.2021г Утверждено: заведующий МБДОУ детский сад «Лесная поляна» ____________Н.Н.Сарычева приказ № от 31.08.2021г ПРОГРАММА дополнительного образования по правилам дорожного движения «Школа дорожных наук» для детей 5-7 лет Автор – составитель Намдакова Л.В. Должность: воспитатель Данная программа кружка составлена для работы с детьми 5- 7 лет с целью формирования навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. На занятиях кружка дети углубляют представления о ПДД, полученные ранее, продолжают знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями, учатся применять правила в различных жизненных ситуациях. Программа рассчитана на 8 месяцев по одному занятию в неделю. Пояснительная записка Программа кружка «Школа дорожных наук» для старшего дошкольного возраста разработана в рамках: - Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. - Актуальность Программы связана с тем, что из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бываю дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности. Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. - Новизна программы заключается в объединении традиционных методов обучения с ИКТ при обучении детей правилам дорожного движения. Целесообразность проведения данной работы объясняется фактом участия детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных происшествиях и особенностями дошкольного возраста, в котором формируются устойчивые поведенческие навыки и привычки. Важно в дошкольном возрасте заложить фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте, следует с самого раннего детства. Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию: - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 декабря 2008 г., 25 ноября 2009 г., 23, 27 июля 2010 г.); - Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" (в ред. Постановления Правительства от 19.07.2012 №727); - Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности дорожного движения при перевозках организованных групп детей автомобильным транспортом (утверждены Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения РФ и Главным государственным санитарным врачом РФ 21 сентября 2006 г.); - Решение Всероссийского совещания представителей федеральных и региональных органов исполнительской власти, Общероссийской общественных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от 25-26 октября 2000 г.; - Письмо МВД РФ от 21.09.2006 №13\4-4738 «О направлении методических рекомендаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности дорожного движения при перевозках организованных групп детей автомобильным транспортом, утвержденных Роспотребнадзором и МВД РФ. - Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100 «О Федеральной целевой программе повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»; - Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2012 №1995-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»; - Решение Всероссийского совещания представителей Федеральных и Региональных органов исполнительной власти Общероссийской общественной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от 25-26.10.2000г.; Программа кружковой деятельности «Школа дорожных наук» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Школа дорожных наук» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Цель программы: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения. Задачи: • воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения; • воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения. • развивать мотивацию к безопасному поведению; • развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожнотранспортной ситуации; • формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах; • формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте. • развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; • научить основным правилам дорожного движения; • обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах; • обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу; • формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД); Коррекционные задачи Коррекция ощущений, восприятия, представлений Развивать восприятие цвета, формы, величины, материала. Увеличить объем зрительных, слуховых, моторных восприятий. Увеличить поле зрения, скорость обозрения. Развивать глазомер. Учить сравнивать, выделять существенные признаки предметов. Корректировать искажения представления об окружающем. Коррекция памяти Работать над усвоением знаний, умений, навыков при помощи произвольного сознательного запоминания. Формировать полноту восприятия словесного материала. Работать над увеличением объема памяти. Развивать словесно-логическую, образную, зрительную память. Коррекция внимания Формировать навыки самоконтроля. Воспитывать устойчивое внимание. Развивать быструю переключаемость внимания. Коррекция самооценки Воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль. Коррекция речи Развивать фонематический слух. Совершенствовать слуховое восприятие. Расширять активный словарь. Коррекция мышления Развивать умение делать словесно-логические обобщения. Учить выделять главное, существенное. Развивать умение группировать предметы. Работать с навыком деления целого на части и восстановления целого из частей. Учить понимать смысл нового правила. Учить применять правила на практике. Развивать умение сравнивать, анализировать. Коррекция эмоционально-волевой сферы Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое до конца. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, уважения к старшим. Предупреждать возникновение дурных привычек. Вырабатывать положительные навыки поведения. Воспитывать чувство ответственности, доброжелательности, трудолюбия, дисциплины Принципы реализации программы: (по Е.А. Козловской, С.А. Козловскому): - Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития. - Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи - Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожнотранспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной). - Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации. - Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД. - Принцип самоорганизации, само регуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения, необходимо воспитывать и родителей детей. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Реализация данной программы рассчитана на 2 года обучения с детьми средней и старшей группы и позволит получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Время занятий: 1 раз в неделю, 25 – 30 минут , день недели – среда , время - 15:30 – 16:00 Предполагаемый результат: формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения Ожидаемые результаты Образовательный: - Овладение базовыми правилами поведения на дороге; - Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации; - Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге; - Развитие творческих способностей; - Формирование устойчивого познавательного интереса Воспитательный: - Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой; - Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации. Социальный: - Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам; - Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД. Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах. Знания о правилах ПДД для пешеходов и пассажиров. Знания о движении транспорта, работе водителя, сигналах светофора. Знания о перекрёстке, «зебре», видах переходов (наземный, подземный, надземный). Знание назначений дорожных знаков «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!», «Велосипедное движение». Знание правил езды на велосипеде. Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения: Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров. Водитель - человек, управляющий транспортным средством. Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы. Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями. Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении. Островок безопасности - место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником. Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве. Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу. Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу. Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине. Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами. Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза. Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу. Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами. Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др. Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта. Методы работы с дошкольниками: - наглядный метод; - словесный метод; - практический метод. Формы работы с дошкольниками: - просмотр презентаций; - чтение художественной литературы; - загадывание загадок; - составление рассказов по мнемотаблицам; - компьютерные игры; - подвижные игры; - игровые обогащающие ситуации (ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки); - моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций. Форма отчёта: Отчёт о результатах работы кружка на пед.часе Выступление на родительском собрании Участие в региональных и муниципальных конкурсах по ПДД Перспективный план (примерный) Месяц Октябрь Тема месяца Пешеход Название занятий Диагностика «Школа пешеходных наук» «Какая она, улица?» «Где гуляет пешеход» «Вечер загадок» Ноябрь Пассажиры «В городском транспорте» «Мы –пассажиры» Чтение и обсуждение ситуаций « Новые правила для воспитанных детей» «Пешеходы и пассажиры» Декабрь Светофоры «Школа светофорных наук» «Путешествие Колобка по улице» «Конструирование из бумаги «Светофор» Настольно-печатные игры «Светофор», «Дорожная азбука» Январь «Дорожные знаки» «Дорожные знаки» «Кто поможет на дороге» «Что запрещают знаки» Рисование «Дорожные знаки» Февраль «Перекресток» «Перекресток» «Дорога в городе (поселке)» Рисование «Перекресток» «Работа сотрудника Март «Я и велосипед» «Игры на улице» «Велосипед» «Соблюдаем правила безопасного движения» Блиц –опрос «Не зевай – на вопросы отвечай» Апрель «Правила движения достойны уважения» «Про правила дорожного движения» «Советы тетушки Совы» Слушание музыкальной сказки «Дорожные приключения» Викторина для детей «Знатоки» Май Закрепление полученных знаний «Правила дорожного движения» «В гостях у тетушки Совы» «А ну – ка, отгадай» (загадки) Выставка работ «Мы пешеходы» График рабочего времени на 2021- 2022 учебный год ДО « Школа дорожных наук » (дети с 5-7 лет) Месяц 1 2 3 Количество часов Октябрь 5 часов Ноябрь 4 часа Декабрь 4 часа Итого 13 часов Январь 4 часа Февраль 4 часа Март 4 часа Итого 12 часов Апрель 4 часа Май 4 часа Итого 8 часов Всего 33 часа ЛИТЕРАТУРА: Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность» (учебно-методическое пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего возраста) изд. «Детство- Пресс» СанктПетербург 2002г К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина «Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) 2-е изд… М.: Просвещение 2000 Л. А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» изд. «Детство- Пресс» Санкт-Петербург 2008 г. А. В. Горская «Правила- наши помощники» (учебно-наглядное пособие) изд. «ДетствоПресс» Санкт- Петербург 2006 г. Т.И. Данилова «Программа «Светофор» (Обучение детей дошкольного возраста ПДД) Детство- Пресс 2009 г. С- Пб. Р.Данкова "Про колёса, крылья, паруса: стихи, загадки" М.: Издательство Оникс 2012 год Стихи Марины Дружининой «Мы идём через дорогу» Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Москва: ТЦ «Сфера» 2007 г. В. Н. Кирьянова «Дорожная безопасность» (учебная книжка-тетрадь) Москва: изд. «Дом Третий Рим» 2005 г. В.Р. Клименко «Обучение дошкольников ПДД» К. Нефедова "Транспорт. Какой он?" Москва 2003 год Л.Б. Поддубная «Правила дорожного движения» Корифей-издательско- торговый дом Волгоград «Сказка, которая сохраняет жизнь» Кострома 2004 г. О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» Москва 2007 г. СД диск «Дорожные приключения» Детские журналы «Путешествие на зелёный свет» Компьютерные развивающие игры для дошкольников «Дракоша и ПДД», «ПДД для дошкольников» Г.П. Шалаева "Большая книга правил поведения для воспитанных детей" Москва 2007