МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА» РАСМОТРЕНА НА УТВЕРЖДАЮ Педагогическом совете Заведующий ДОУ Приказ № 182/4 Протокол № 4 от 31.05.2021 От 01.06.2021г. _________ Рабочая программа группы кратковременного пребывания «НЕПОСЕДА» для детей от 3-7 лет Автор: воспитатель Антипина Е.Ф. Пгт.Новый Уоян 2020 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ..…………………………………………………………4 1.1. Пояснительная записка………………………………………………………4 1.1.1. Цели и задачи ОП…………………………………………………..…....4 1.1.2. Принципы и подходы к формированию ООП…….………………….….5 1.1.3. Значимые для разработки и реализации ООП характеристики……….....6 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………8 2.1. Формы, способы, методы и условия реализации ООП ДО………………….....8 2.1.1. Особенности и специфика организации воспитательно-образовательного процесса в КГП…………………………………………………………..…..8 2.1.2. Особенности взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ГКП……………………………………………………………………………..9 2.2. Содержание образовательной программы по освоению воспитанниками ОО ФГОС……………………………………………………………………………...10 III. Организационный раздел…………………………………………………16 3.1. Режим дня ГКП……………………………………………………………….16 3.2. Особенности организации предметно-пространственной среды……………..16 Приложение 1…………………………………………………………………...19 2 ВВЕДЕНИЕ В соответствии с требованиями пункта 6 статьи 12 ФЗ № 273 «Об образовании» от 29.12.2012 года, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, Стандарт), учётом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» была разработана данная основная образовательная программа. Данная программа определяет специфику организации воспитательно-образовательной деятельности в организации, цели и задачи, содержание, формы образовательной деятельности в соответствии с ОО ФГОС ДО. Сроки реализации программы: 2018-2022учебный год. Список используемых терминов: ДО – дошкольное образование ООП – основная образовательная программа ОО – образовательная программа ГКП – группа кратковременного пребывания ФГОС ДО – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года). 3 I. ЦЕЛЕВОЙ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 1.1.1. Цели и задачи ООП. Целью программы является развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. 2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). 3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования). 4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. 5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. 7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. 4 8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. 9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Принципы построения ОП основаны на ведущих принципах современной педагогики: гуманистических началах через уважение к каждому воспитаннику, доступности и соответствия содержания образования возрасту. Также учитываются принципы интеграции образовательных областей, личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с воспитанниками, предоставление каждому ребёнку права выбора вида деятельности, создание предметно-пространственной развивающей среды, способствующей всестороннему развитию воспитанников, развитию игры, как ведущего вида детской деятельности, сбалансированности всех форм детской деятельности. В основе построения содержания образовательного процесса лежит принцип комплексно-тематического планирования. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию ООП Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности. Программа построена на основе базовых ценностей российского дошкольного образования: Принципа гуманно-личностных отношений к ребёнку с учётом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. 5 Принципа развивающего образования, обеспечивающего становление личности ребёнка и ориентирующего педагога на его индивидуальные особенности. Принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Комплексно-тематического принципа планирования образовательного процесса. Принципа решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. принципа построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. ГКП реализует основную образовательную программу дошкольного образования, разработанную ГКП самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и соответствующий методический комплекс. 1.1.3. Значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики. Группа кратковременного пребывания «Непоседа» при МБДОУ детского сада «Лесная поляна» является звеном муниципальной системы ОУ, основной целью которого является охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников, осуществление необходимой коррекции недостатков, оказание консультативно-методической помощи родителям. Предметом деятельности ГКП «Непоседа» является предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования. Организация обеспечивает право на получение общедоступного и качественного дошкольного образования. В текущем учебном году функционирует 1 группа общеразвивающего вида. Предельная наполняемость группы определена в соответствии 6 с нормами СанПиН 2.4.90.45-13, исходя из расчёта группы по площади. ГКП «Непоседа» посещают воспитанники в возрасте от 3-7лет. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 2.1. Формы, способы, методы и условия реализации ООП ДО. 2.1.1. Особенности и специфика организации воспитательно- образовательного процесса в ГКП. В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса в полном объёме прописаны психолого-педагогические условия реализации программы по основным направлениям (стр. 104-119) в соответствии с ФГОС ДО: 1. Особенности общей организации образовательного пространства. 2. Роль педагога в организации психолого-педагогических условий: обеспечение эмоционального благополучия ребёнка формирование доброжелательных, внимательных отношений развитие самостоятельности детей создание условий для развития свободной игровой деятельности создание условий для развития познавательной деятельности создание условий для проектной деятельности создание условий для самовыражения средствами искусства создание условий для физического развития 3. Взаимодействие детского сада с семьёй: основные цели и задачи основные направления и формы взаимодействия с семьёй. Программа ГКП предполагает использование данных рекомендаций и требований в целях успешной её реализации. При организации воспитательно-образовательного процесса Программой предусмотрено единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, которые решаются без перегрузки детей на необходимом и достаточном материале, через адекватные формы, максимально приближаясь к разумному «минимуму». 7 Программа ГКП предусматривает: Использование всего помещения предназначенного для ГКП в качестве образовательного, оздоровительного и развивающего пространства, в котором созданы для детей группы общеразвивающей и компенсирующей направленности зоны погружения в различные интересные виды детской деятельности. Построение всей жизни ГКП по принципу командной работы и партнёрства, обеспечивающего сотрудничество и тесную взаимосвязь воспитателя, детей и их родителей в совместной творческой деятельности. Создание атмосферы сотрудничества, разнообразных игровых проблемных, обучающих ситуаций с целью удовлетворения потребности каждого ребёнка в отдельности и группы, команд, пар детей. Системность и единство целенаправленного воспитания и качественного обучения каждого воспитанника, с учетом его самобытности и самоценности. Высокую степень вариативности образовательного процесса, благодаря которой для каждого воспитанника подбирается индивидуальная образовательная траектория, отвечающая его личностным возможностям и жизненным планам. Учет многообразных факторов развития личности, познавательного интереса и потребностей, соответствующих каждому возрастному периоду ребенка. 2.1.2. Особенности взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников. Важнейшее условие обеспечения целостного развития личности ребёнка – развитие конструктивного взаимодействия с семьёй. Вся работа направлена на сохранение преемственности традиций семейного воспитания на основе социальных, культурных и духовных ценностей и традиций отношения к семье. Работа с семьей осуществляется на основе годового плана работы с родителями. В методическое обеспечение Программы ГКП включён комплекс современных методических пособий и методик по организации взаимодействия с родителями; составлена модель взаимодействия ГКП и родителей. Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; 8 обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Основные задачи взаимодействия детского сада с семьёй: -изучение отношений педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье -знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников -информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач -создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми -привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в детском саду, округе, городе -поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье. 2.2. Содержание образовательной программы по освоению воспитанниками ОО ФГОС. В соответствии с ФГОС планирование образовательной работы идёт по пяти образовательным областям: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к 9 сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основная ведущая деятельность дошкольников – игра, поэтому практически вся жизнь ребёнка строится на основе игровой и коммуникативной деятельностей через игры с правилами, словесные, пальчиковые, театрализованные, сюжетно-ролевые игры, беседы, игры-ситуации, этические беседы, трудовые поручения. При этом также обращается внимание на приобщение дошкольника к установленным общественным нормам взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, а также формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности, патриотических чувств, достопримечательностями родного края, его обычаями и традициями. С целью развития навыков взаимодействия с окружающими, ориентировки в социальной действительности, умений выбора адекватных способов общения с воспитанниками проводятся различные формы работы: конкурсы, фестивали детского творчества, логопедические развлечения. Образовательная область «Познавательное развитие». Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Также воспитанники знакомятся с природными и климатическими особенностями села, достопримечательностями родного края. По данному приоритету работает воспитатель группы. Проводятся дидактические игры, НОД с элементами ТРИЗ, беседы, наблюдения, элементарная опытноэкспериментальная деятельность. Для развития математических представлений в 10 группах есть игры математического содержания, для развития логики. В течение недели воспитатель по экологическому направлению проводит наблюдения за состоянием природы, организует тематические экскурсии. Организована совместная работа с школьной и сельской библиотекой по приобщению детей к миру природы посредством тематических бесед, игр. В режиме дня определён баланс между разными видами деятельности: физической, игровой и т.д., предусмотрено их чередование. Нормы максимальной образовательной нагрузки соответствуют установленным, перерыв между занятиями составляет 10 минут. Расписание ПННОД, включая дополнительные образовательные услуги, составлено в соответствии с нормами СанПиН. Все НОД проводятся воспитателем с группой воспитанников целиком. В период адаптации ребёнка к условиям ГКП применяется гибкий подход к организации режима его пребывания в зависимости от индивидуальных особенностей. Образовательная область «Речевое развитие». Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного и пассивного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематических процессов, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;. Помимо НОД по данному направлению, проводимых воспитателем группы, в режиме дня предусмотрено время для чтения детям произведений художественной литературы с обсуждением прочитанного. Формы работы с детьми по данному направлению: заучивание стихов, рассказывание текстов, беседы и викторины по литературным произведениям, театрализованные постановки, знакомство с творчеством детских писателей и поэтов, в том числе известных земляков, работа в книжном уголке. В группе имеется книжный уголок, игры с речевым материалом, организуются выставки. В сентябре-ноябре и марте-апреле воспитатель обследует всех воспитанников ГКП с целью установления имеющегося уровня звукопроизношения и возможных путей дальнейшей коррекции речевого развития. 11 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие стимулирование музыки, сопереживания художественной персонажам литературы, художественных фольклора; произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Образовательная область «Физическое развитие». Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). В ДОУ имеется просторный спортивный зал с различным спортивным инвентарём. Имеется игровая комната для проведения занятий по физкультуре. В тёплоё время года при благоприятных погодных условиях практически вся деятельность ребёнка вынесена на свежий воздух. Модель двигательного режима предполагает утреннюю гимнастику, НОД по данному направлению, физкультминутки в ходе НОД, проведение подвижных игр на прогулках, обучение спортивным играм и упражнениям (третье физкультурное занятие) на прогулке, динамические паузы в течение дня, физдосуги и праздники. 12 Говоря об оздоровительной модели режима, заметим, что в тёплое время года приём детей осуществляется на прогулке, организуются целевые экскурсии. В холодное время года в отсутствие детей в группе по графику осуществляется сквозное проветривание, поддерживается воздушно-температурный режим, в группе дети ходят в облегчённой одежде. На прогулке проводятся игры и физические упражнения, организуется самостоятельная двигательная активность детей в центре движения своей группы. Заметим, что при неблагоприятных погодных условиях мероприятия физкультурно-оздоровительного характера переносятся в помещение, либо отменяются. Вся непосредственно образовательная деятельность осуществляется воспитателем с группой воспитанников целиком. В период адаптации ребёнка к условиям ГКП применяется гибкий подход к организации режима его пребывания в зависимости от индивидуальных особенностей. Парциальные программы дошкольного образования, используемые в воспитательно-образовательном процессе являются прекрасным дополнением к основной комплексной образовательной программе. В нашем дошкольном образовательном учреждении в дополнение к основной общеобразовательной программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой., используются парциальные программы, направленные на всестороннее развитие личности ребенка. 1. Программа «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова) Цель программы - развитие у дошкольников речевых умений и навыков, формирование у них представлений о структуре связного высказывания, а так же о способах связи между отдельными фразами и его частями. В программе достаточно полно раскрыты теоретические основы, описаны направления работы по речевому развитию детей. 2. Программа «Конструирование и художественный труд в детском саду» (Л.В. Куцакова) Цель программы – развитие конструктивных умений, художественно – творческих способностей, художественного вкуса. Так же программа нацелена на развитие у дошкольников таких психических процессов как воображения и ассоциативного 13 мышления, на воспитание у них трудолюбия, усидчивости, терпения. На занятиях педагоги знакомят детей с различными приемами конструирования и моделирования. Программа позволяет применять к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного развития дифференцированный подход. III. Организационный раздел. 3.1. Режим дня ГКП. Функционирование детского сада осуществляется в 3 часовом режиме с 8.-30 до 11-30 часов. Режим дня программными установлен для возрастной группы в соответствии с требованиями, требованиями СанПиН. Время организованной образовательной деятельности, количество в день регламентируется «Примерной Программой» и СанПин (не более 2-3 занятия в день не более 30 минут). Обязательным элементом образовательной деятельности является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное образовательная деятельность и умственное напряжение. Организованная с детьми, в основе которой доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводится фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации позволяет уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ. При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития. Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев. Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, дидактических игр и др. Режим работы группы кратковременного пребывания на базе МБДОУ детского сада «Лесная поляна» показан в Приложении 1. 14 3.2.Особенности организации предметно-пространственной среды. В пункте 3.3. ФГОС перечислены требования к развивающей предметнопространственной среде: обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства группы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения, учета национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, доступна и безопасна. 1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы, в том числе с учётом гендерного аспекта. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает: - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; - возможность самовыражения детей. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, мебели, мягких модулей, ширм и т.д. 15 4) Вариативность среды предполагает: - наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; - периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей в зависимости от темы проекта. 5) Доступность среды предполагает: - свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - исправность и сохранность материалов и оборудования. 16 Приложение 1 Режим работы группы кратковременного пребывания на базе МБДОУ детского сада « Лесная поляна» Дома Подъем, утренний туалет 7.30-8.00 В дошкольной организации Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика Игры, подготовка к занятиям ,занятие Подготовка к прогулке 8.00-8.30 9.00-10.30 10.00-10.45 Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры Уход домой 10.45 -11.00 11.00-11.30 17