1 Содержание 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………………..3 2. Содержательный раздел 2.1 Еженедельное планирование образовательной деятельности……………………….7 2.2 Технологическая карта…………………………………………………………………..41 3. Организационный раздел…………………………………………………………………43 4. Список литературы…………………………………………………………………………44 2 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Рабочая программа по лего-конструированию составлена с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования и нацелена на поиск современных практик в дошкольном учреждении (организации). Легоконструирование является одним из видов моделирования творческой продуктивной деятельности. Использование «Лего» позволяет ребенку учиться в процессе игры, индивидуализирует процесс развития, так как ребенок сам выбирает содержание постройки, самостоятельно определяет последовательность практических действий. Программа по лего конструированию является дополнительной программой. Она так же может быть использована в образовательной деятельности как одно из направлений образовательной области «Познавательное развитие» в старшей и подготовительной к школе группе детского сада. В рабочей программе предусмотрено использование различных конструкторов, включая LEGO-Еducation, которая позволяет старшим дошкольникам осваивать научные и технические знания, учиться играя, и обучаться в игре. Использование «Лего» обусловлено высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых уголках и центрах. В содержании рабочей программы отражены единые принципы ФГОС ДО, которые направлены: - на сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; - на уважении личности ребенка; - на построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; - на поддержку детской инициативы в различных видах деятельности; - на сотрудничество с семьей; - на приобщение детей к социо-культурным нормам и правилам; - на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. При составлении содержательного раздела программы одним из важных факторов явились психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.), доказывающие, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения. Методологическую основу рабочей программы составляют педагогические научные разработки А.Бедфорда, М.С.Ишмаковой, Л. Г. Комаровой, О.М. Мельниковой. 3 Программа составлена в виде еженедельного планирования, с конкретными темами по каждой неделе. Программа рассчитана на один учебный год (34 недели) и предполагает совместную работу педагога (воспитателя) с детьми один раз в неделю. Тематический подход позволяет осуществить интеграцию образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Социально-коммуникативное развитие» отражает развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. «Познавательное развитие» направлено на развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий. «Речевое развитие» выступает как важнейший компонент развития устной речи при анализе заданий, обсуждении результатов практических действий. «Художественно - эстетическое развитие» стимулирует к творческому моделированию с учетом художественных средств. Лего - конструирование способствует: - развитию самостоятельности и творческой самореализации собственных замыслов старшего дошкольника; - умению работать в паре и коллективе; - решению познавательных задач. Эти компоненты являются предпосылками овладения универсальными учебными действиями, которые играют важную роль при подготовке ребенка к школе. В программе представлены разные формы организации работы с детьми. Конструирование по образцу. Дети рассматривают образцы построек, которые выполнены из деталей конструктора. Педагог (воспитатель) показывает и объясняет способы их воспроизведения. Происходит передача готовых знаний, способов действий, что отражает совместную образовательную деятельность, которая является одним из этапов подготовки детей к самостоятельной поисковой деятельности. Конструирование по модели. Дети знакомятся с образцом модели, анализируют вместе с педагогом (воспитателем) элементы, из которых она собрана. Совместно решается проблемная задача: как и в какой последовательности воспроизвести, сконструировать эту модель. Постановка проблемной задачи с последующим её решением является элементом исследования, направленного на развитие логического мышления и познавательных действий детей. Конструирование по наглядным схемам. Дети знакомятся с понятием «Схема», рассматривают и обсуждают нарисованные схемы и чертежи разных моделей, учатся сами изображать (рисовать) простейшие схемы на листе бумаги. Это является одним из важных этапов наглядного моделирования. Конструирование по замыслу. Особенностью является то, что дети сами решают, что и как они будут конструировать. Такая творческая работа нацелена на развитие самостоятельности, применения умений и навыков, приобретенных детьми ранее. Конструирование по теме. Дети ясно представляют тему конструкции, сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материалы, которые классифицируют по цвету, форме, продумывают способы выполнения работы. Содержание образовательной деятельности построено с учетом культурных практик, которые являются одним из требований ФГОС ДО. Культурные практики ребенка - это активная продуктивная образовательная деятельность, направленная на развитие 4 универсальных умений. Способы реализации культурных практик в рабочей программе представлены через систему творческих заданий, ориентированных на преобразование и создание новых объектов, ситуаций, явлений. Рабочая программа состоит их трех разделов: целевого, содержательного, организационного. В целевом разделе отражены вопросы целеполагания, постановки задач, основные подходы и принципы личностного развития дошкольников, возрастные особенности, целевые ориентиры программы. Содержательный раздел представлен в табличном варианте, в виде годового еженедельного планирования образовательной деятельности. Формат изложения материала этого раздела представляет вариант обновленного планирования рабочих программ. Обновления заключаются: - в интеграции тем, видов, форм образовательной деятельности; - в добавлении раздела «Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельной деятельности», с четким определением того, что освоил ребенок в ходе каждого занятия, каково его индивидуальное развитие в процессе самостоятельного выполнения заданий, практических действий; - в определении целевых ориентиров по каждой конкретной теме. В содержательном разделе представлен образец технологической карты с пояснениями по ее заполнению. Организационный раздел включает в себя примерное методическое обеспечение образовательного процесса. Цель: создание условий для развития мотивации личности ребенка к познанию и творчеству в условиях дошкольного образовательного учреждения (организации). Задача: развивать мотивационную потребность к познанию и творчеству в процессе Лего-конструирования. Целевые ориентиры: - овладение техническими умениями и навыками в конструировании из легоконструктора; - понимание технологии изготовления несложных конструкций; - проявление творческой активности и самостоятельности; - стремление к результативному выполнению работы Программа является «открытой» и допускает дополнения с учетом конкретных требований дошкольной образовательной организации. 5 2. Содержательный раздел 2.1 Еженедельное планирование образовательной деятельности. Сентябрь Примерные темы месяца 1 неделя «Азбука моделирования» 2 неделя Детали «Лего». Цвет величина, форма. «Разноцветные узоры» 3 неделя «Разнообразные конструкции» 4 неделя «Городской дом» 1 неделя Цели, задачи Тема Виды и формы совместной деятельности Цель: создание условий для ознакомления с педагогической технологией «Лего конструирование». «Азбука моделирования» Краткое содержание: - коммуникативная деятельность; - познавательно исследовательская деятельность; -речевая деятельность; - трудовая Коммуникативная Беседа «Когда и где появились кубики «Лего», «Виды лего- конструкторов», «Как мы будем ориентироваться в деталях». Задача: познакомить с разными вариантами лего - конструкторов. Познавательно -исследовательская Экскурсия в Лего - центр. Конструирование «Собери модель по образцу» (по Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в беседе. Участие в экскурсии. Самостоятельное конструирование Запоминание стихотворения. Участие в трудовой деятельности. Целевые ориентиры - ребенок принимает участие в беседе; - проявляет любознательность; -обладает развитой памятью; - имеет представление одеталях конструктора; -проявляет активность в трудовой деятельности. 6 деятельность. картинке). Расскажи о том, что ты сконструировал. Предпосылки (познавательные) овладения универсальными учебными действиями: определять, различать и называть детали конструктора. Речевая Запоминаем стихи: ЛЕГО это мир фантазий! Мир идей, разнообразий. Изучая схемы в нём, Может получиться дом. Трудовая Прибираем свое рабочее место. 7 2 неделя Цели, задачи Тема Виды и формы совместной деятельности Цель: создание условий для развития образного мышления и овладения практическими навыками при выполнении творческого задания по собственному замыслу. Детали «Лего». Цвет величина, форма. Разноцветные узоры. Краткое содержание - познавательно исследовательская деятельность; - коммуникативная деятельность; -речевая деятельность; - продуктивная деятельность. Познавательно - исследовательская Исследование деталей «Лего». Определение цвета, величины, формы. Разноцветные узоры. Составление узора по собственному замыслу. Задача: развивать образное мышление в процессе практических действийпри выполнении творческого задания по собственному замыслу. Коммуникативная Описательный рассказ: о цвете, величине, форме деталей «Лего». Составление «Лего» - словаря: пластина, кирпичик и так далее. Речевая Запоминаем стихи: «Лего» - руки развивает И мечтать нам не мешает. И скажу про «Лего» я Это лучшая игра! Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в исследовательской деятельности. Самостоятельное составление узора по собственному замыслу. Самостоятельное составление описательного рассказа. Участие в составлении словаря. Запоминание стихотворения. Участие в выставке детских работ. Целевые ориентиры - ребенок имеет представление о деталях конструктора «Лего»; - ребенок проявляет элементы творчества при составлении узора по собственному замыслу; - ребенок умеет составить небольшой описательный рассказ; - ребенок проявляет речевую активность при работе над составлением словаря; -проявляет интерес к участию в выставке детских работ. Продуктивная Выставка детских работ. 8 3 неделя Цели, задачи Цель: создание условий для развития образного мышления и овладения практическими навыками при выполнении задания по выполнению конструирования по образцу. Задача: развивать образное мышление в процессе практических действийпри выполнении конструирования по образцу. Тема Виды и формы совместной деятельности Разнообразные конструкции Краткое содержание - коммуникативная деятельность; - познавательно исследовательская деятельность; - продуктивная деятельность. Коммуникативная Рассматривание готовых конструкций, подготовленных педагогом: «Здание», «Глобус», «Планеты Солнечной системы». Беседа о том, как конструируют здание. Рассказ о глобусе, планетах солнечной системы, элементарные астрономические понятия. Познавательно - исследовательская Исследование деталей для конструирования здания, глобуса, планет солнечной системы (цвет, величина, форма). Самостоятельное конструирование по образцу и выбору ребенка (здание, глобус, планеты солнечной системы. Выбор определяет степень творческого воображения и практических действий детей). Решение проблемной ситуации: какие детали нужны для постройки здания? Конструкции глобуса? Планет Солнечной системы? Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Рассматривание. готовых конструкций. Исследование деталей для конструирования. Самостоятельное конструирование по образцу. Решение проблемной ситуации. Участие в выставке детских работ. Целевые ориентиры - ребенок проявляет любознательность при рассматривании готовых конструкций; -ребенок проявляет познавательную активность в исследовательской деятельности; -проявляет интерес к участию в выставке детских работ. Продуктивная Выставка детских работ. 9 4 неделя Цели, задачи Цель: создание условий для развития логического мышления в процессе конструирования многоэтажного дома. Задача: развивать логическое мышление в процессе конструирования многоэтажного дома. Тема Виды и формы совместной деятельности Городской дом Конструирование многоэтажного дома. Краткое содержание: - коммуникативная деятельность; - познавательно исследовательская деятельность; - продуктивная деятельность. Коммуникативная Беседа «Многоэтажный городской дом». Рассматривание иллюстраций многоэтажных домов разных конструкций. Рассматривание и обсуждение готовой конструкции многоэтажного дома, представленного педагогом. Игровая Игры «Найди одинаковые постройки», «Найди одинаковые конструкции». Познавательно - исследовательская Конструирование многоэтажного дома. Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в беседе. Рассматривание иллюстраций многоэтажных домов разных конструкций. Участие в игровой деятельности. Самостоятельное конструирование многоэтажного дома. Участие в выставке детских работ. Целевые ориентиры - ребенок участвует в беседе; - проявляет интерес т при рассматривании иллюстраций многоэтажных домов разных конструкций; - проявляет активность в игровой деятельности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; -проявляет интерес к участию в выставке детских работ. Продуктивная Выставка детских работ. 10 Октябрь Примерные темы месяца 1 неделя «Улица, дорога, пешеходный переход» 2 неделя «Игровая площадка нашего участка в детском саду» 3 неделя «Наш детский сад» 4 неделя «Детский сад будущего» 1 неделя Цели, задачи Тема Цель: создание условий для развития логического мышления в процессе конструирования на заданную тему. Улица, дорога, пешеходный переход. Краткое содержание: - коммуникативная деятельность; - игровая деятельность; -познавательно исследовательская деятельность; - продуктивная деятельность. Задача: развивать логическое мышление в процессе конструирования на заданную тему. Виды и формы совместной деятельности Коммуникативная Беседы: «Прямая улица», «Внимание - дорога», «Зачем нужен пешеходный переход?». Игровая Дидактические игры: Лото «Дорожные знаки», «Хорошо плохо». Познавательно - исследовательская Решение проблемной ситуации: «Как обеспечить безопасность на дорогах?» Конструирование: улица, дорога, пешеходный переход. Продуктивная Выставка детских работ. Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в беседе. Повторение правил безопасного поведения на дороге. Участие в игровой деятельности. Самостоятельное решение проблемной ситуации. Участие в конструировании. Коллективная работа в малой группе. Участие в выставке детских работ. Целевые ориентиры - ребенок участвует в беседе; - ребенок имеет представление о правилах безопасного поведения на дороге; -у ребенка развита крупная и мелкая моторика; -проявляет интерес к участию в выставке детских работ. 11 2 неделя Цели, задачи Тема Цель: создание условий для развития пространственного мышления в процессе конструирования на заданную тему. Игровая площадка нашего участка в детском саду. Краткое содержание: - коммуникативная деятельность; - речевая деятельность; -познавательно исследовательская деятельность; - продуктивная деятельность. Задача: развивать пространственное мышление в процессе конструирования на заданную тему. Виды и формы совместной деятельности Коммуникативная Беседа. «Наш игровой участок». Речевая Составление описательного рассказа об участке детского сада. Познавательно - исследовательская Экскурсия по игровой площадке. Рассматривание построек на участке. Определение формы участка (прямоугольник, квадрат). Рисование примерной модели на земле. Конструирование в паре. Сравнение детских работ. Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в беседе. Самостоятельное составление описательного рассказа. Участие в экскурсии по игровой площадке. Рассматривание построек на участке. Определение формы участка Рисование модели участка на земле. Конструирование в паре. Участие в выставке детских работ. Целевые ориентиры - ребенок участвует в беседе; -ребенок проявляет познавательную активность в исследовательской деятельности; -проявляет интерес к участию в выставке детских работ. Продуктивная Выставка детских работ. 12 3 неделя Цели, задачи Цель: создание условий для закрепления умений и навыков конструирования зданий. Задача: Закрепить умения и навыки конструирования зданий. Тема Наш детский сад Краткое содержание: - коммуникативная деятельность; - игровая деятельность; - речевая деятельность; - познавательно исследовательская деятельность; - продуктивная деятельность. Виды и формы совместной деятельности Коммуникативная Беседа. «Наш детский сад». Рассматривание и обсуждение готовой модели детского сада. Игровая «Построй здание» На бумаге в клетку нарисовать здание детского сада. Речевая Составление описательного рассказа о здании детского сада. Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в беседе. Участие в рассматривании и обсуждении готовой модели детского сада. Самостоятельное выполнение игрового задания. Участие в экскурсии. Самостоятельное конструирование по образцу. Участие в выставке детских работ. Целевые ориентиры - ребенок умеет поддерживать беседу; - с интересом выполняет игровое задание; -у ребенка развита крупная и мелкая моторика; -проявляет интерес к постройкам других детей. Познавательно - исследовательская Экскурсия вокруг здания детского сада. Конструирование по заданному образцу. Продуктивная Выставка детских работ. 13 4 неделя Цели, задачи Цель: создание условий для закрепления умений и навыков самостоятельного творческого конструирования. Задача: закрепить умения и навыки конструирования, самостоятельного творческого конструирования. Тема Детский сад будущего. Краткое содержание: - коммуникативная деятельность; - познавательно исследовательская деятельность; - продуктивная деятельность. Виды и формы совместной деятельности Коммуникативная Беседа «Каким ты представляешь детский сад будущего». Познавательно - исследовательская Самостоятельное творческое конструирование. Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в беседе. Самостоятельное творческое конструирование. Участие в выставке детских работ Целевые ориентиры - ребенок владеет техническими умениями в конструировании из лего-конструктора. Продуктивная Выставка детских работ. 14 Ноябрь Примерные темы месяца 1 неделя «Устойчивость постройки» 2 неделя «Навес и крыша» 3 неделя «Ферма» 4 неделя Детско - родительский проект «Строим вместе!» 1 неделя Цели, задачи Цель: создание условий для овладения новыми конструкторскими умениями. Задача: овладеть новыми конструкторскими умениями в процессе создания модели устойчивой постройки. Тема Виды и формы совместной деятельности Устойчивость постройки. Краткое содержание: - коммуникативная деятельность; - познавательно исследовательская деятельность; - продуктивная деятельность. Коммуникативная Беседа «Устойчивые конструкции». Рассматривание и обсуждение постройки готовой модели. Как укрепить конструкцию. Устойчивость. Подпорки. Изготовление модели подпорки. Познавательно -исследовательская Самостоятельное создание устойчивой конструкции (по просмотру готовой модели). Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в беседе. Участие в рассматривании и обсуждении постройки готовой модели. Самостоятельное создание устойчивой конструкции. Целевые ориентиры - ребенок владеет новыми конструкторскими умениями, прочно соединяет несколько деталей в одну большую, отбирает нужные детали для выполнения той или другой модели, конструкции. Продуктивная Выставка детских работ. 15 2 неделя Цели, задачи Цель: создание условий для овладения новыми конструкторскими умениями. Задача: овладеть новыми конструкторскими умениями в процессе создания модели навеса и крыши. Тема Навес и крыша. Краткое содержание: - коммуникативная деятельность; -познавательно исследовательская деятельность; - продуктивная деятельность. Виды и формы совместной деятельности Коммуникативная Беседа и рассматривание двух вариантов навеса и крыши. Выполненных педагогом. Речевая И лестница есть, Можно на крышу По лестнице влезть. Можно по крыше Побегать потом, И можно лечь, развалиться. Все можно. Нельзя забывать лишь о том, Что с крыши можно Свалиться!!! Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в беседе. Знакомство с новым стихотворением. Конструирование по образцу. Целевые ориентиры - ребенок имеет представление о конструирование навеса и крыши; - ребенок успешно выполняет конструирование по образцу; - ребенок проявляет самостоятельность при описании модели. Познавательно - исследовательская Конструкция модели крыши и навеса. Конструирование по образцу.Описание своей модели. Продуктивная Выставка детских работ. 16 3 неделя Цели, задачи Цель: создание условий для овладения конструкторскими умениями по заданной теме. Задача: овладеть конструкторскими умениями по заданной теме. Тема «Ферма» Краткое содержание: - коммуникативная деятельность; - игровая деятельность; -познавательно исследовательская деятельность; - продуктивная деятельность. Виды и формы совместной деятельности Коммуникативная Беседа. «Что такое ферма?». «Ферма и её обитатели». Рассматривание иллюстраций и картинок по теме. Игровая «Накорми животных». Игровое задание. На листе бумаги разместить готовые модели обитателей фермы. Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в беседе. Рассматривание иллюстраций и картинок. Участие в игре. Самостоятельное творческое конструирование. Участие в выставке детских работ. Целевые ориентиры - ребенок имеет представление о конструировании по заданной теме; -проявляет интерес к конструированию по заданной теме. Познавательно - исследовательская Самостоятельное творческое конструирование. Продуктивная Выставка детских работ. 17 4 неделя Цели, задачи Цель: создание условий для реализации детско родительского творческого проекта. Тема Детско родительский проект «Строим вместе!» Виды и формы совместной деятельности Совместное (с родителями) конструирование по собственному замыслу. Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в детско родительском проекте. Целевые ориентиры - ребенок проявляет интерес к совместной деятельности. Продуктивная Выставка творческих работ. Задача: реализовать детско родительский творческий проект «Строим вместе!». 18 Декабрь Примерные темы месяца 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя «Машины» «Летательные аппараты» «Самолеты» Конкурс 1 неделя Цели, задачи Цель: создание условий для формирования представлений детей о машинах разных видов. Тема Машины Краткое содержание: - коммуникативная деятельность; - игровая деятельность; - познавательно Задача: формировать исследовательская представлений детей деятельность; о машинах разных - продуктивная видов в процессе деятельность. практических действий. Виды и формы совместной деятельности Коммуникативная Беседа о машинах, их назначении, их разнообразии. Работа с иллюстрацией «Машина». Изучение схемы с использованием геометрических фигур (предложенной педагогом). Игровая Игровое задание: построй такую же машину как на этом чертеже. Игра «Назови детали машины». Познавательно - исследовательская Построение схемы машины по замыслу. Самостоятельное конструирование по замыслу. Продуктивная Выставка творческих работ. Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в беседе. Работа с иллюстрацией «Машина». Изучение схемы с использованием геометрических фигур. Выполнение игрового задания. Самостоятельное конструирование по замыслу. Участие в выставке детских работ. Целевые ориентиры - ребенок умеет поддерживать беседу; - у ребенка сформированы представления о машинах разного вида; - ребенок имеет представление о словах «схема», «чертеж»; - ребенок проявляет самостоятельность при выполнении конструкции. 19 2 неделя Цели, задачи Тема Цель: создание условий для формирования представлений детей о летательных аппаратах прошлого и настоящего. Летательные аппараты «Космический корабль», «Космическая станция». Краткое содержание: - коммуникативная деятельность; - речевая деятельность; -игровая деятельность; - познавательно исследовательская деятельность; - продуктивная деятельность. Задача: формировать представленияо летательных аппаратах прошлого и настоящего. Виды и формы совместной деятельности Коммуникативная Беседа. История создания летательных аппаратов. «Космический корабль, космическая станция». Рассматривание иллюстраций. Речевая Составление описательного рассказа по картинке. Игровая «Космонавты», «Космодром». Познавательно - исследовательская Решение исследовательской задачи: сходство и различие моделей космического корабля и космической станции. Конструирование космического корабляс использованием геометрических фигур. Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в беседе. Рассматривание иллюстраций. Самостоятельное составление описательного рассказа по картинке. Участие в игровой деятельности. Решение исследовательской задачи. Самостоятельное конструирование из геометрических фигур. Участие в выставке детских работ. Целевые ориентиры - ребенок умеет поддерживать беседу; - у ребенка сформированы представления о летательных аппаратах прошлого и настоящего; - ребенок проявляет самостоятельность при выполнении конструкции; - ребенок проявляет интерес к творческим работам своих сверстников. Продуктивная Выставка творческих работ. 20 3 неделя Цели, задачи Цель: создание условий для формирования представлений детей о разных видах самолетов. Задача: формировать представления детей о разных видах самолетов. Тема Самолеты Краткое содержание: - коммуникативная деятельность; - речевая деятельность; - познавательно исследовательская деятельность; - продуктивная деятельность. Виды и формы совместной деятельности Коммуникативная Беседа. История создания первого самолета. Виды самолетов: пассажирские, грузовые. военные самолеты. Рассматривание иллюстраций. Речевая Составление описательного рассказа по картинкам. Познавательно исследовательская Решение исследовательской задачи: сходство и различие моделей самолетов (пассажирский, грузовой, военный). Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в беседе. Рассматривание иллюстраций. Самостоятельное составление описательного рассказа по картинкам. Решение исследовательской задачи. Конструирование по выбранной модели. Участие в выставке детских работ. Целевые ориентиры - ребенок умеет поддерживать беседу; - у ребенка сформированы представления о видах самолетов; - ребенок проявляет самостоятельность при выполнении конструкции; - ребенок проявляет интерес к творческим работам своих сверстников. Продуктивная Выставка творческих работ. 21 4 неделя Цели, задачи Цель: создание условий для проведения конкурса по лего конструированию. Тема Виды и формы совместной деятельности Дети представляют свои работы в виде Конкурс творческих работ описательного рассказа. по лего конструированию. Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в конкурсе. Целевые ориентиры - ребенок эмоционально реагирует на красивые и интересные постройки; - с интересом участвует в конкурсе детских работ. Задача: научить представлению своей конкурсной работы. 22 Январь 1, 2 недели - выходные праздничные дни. Примерные темы месяца. 3 неделя «Корабли» 4 неделя «Мосты» 3 неделя Цели, задачи Тема Цель: создание условий для ознакомления с особенностями конструирования (построения) корабля. Корабли. Морской транспорт. Краткое содержание: - коммуникативная деятельность; - игровая деятельность; -речевая деятельность; - познавательно исследовательская деятельность; -продуктивная деятельность. Задача: Познакомить детей с особенностями построения корабля. Виды и формы совместной деятельности Коммуникативная Беседа об истории морского транспорта, о кораблестроении. Просмотр видеофильма.Обсуждение. Рассматривание картин и иллюстраций Игровая «Морское путешествие». Речевая Составление описательного рассказа по картинке.Блоки и механизмы, тросы. Познавательно - исследовательская Решение познавательной задачи: почему не тонут корабли? Конструирование по образцу. Продуктивная Выставка творческих работ. Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в беседе. Просмотр видеофильма. Участие в обсуждении. Рассматривание картин и иллюстраций. Участие в игре. Самостоятельное составление описательного рассказа. Решение познавательной задачи. Участие в выставке детских работ. Целевые ориентиры - ребенок принимает участие в беседе; - может высказать свое суждение о фильме; - проявляет устойчивое внимание при рассматривании картин и иллюстраций; -проявляет активность при решении познавательных задач; - соблюдает последовательность практических действий при конструировании по образцу. 23 4 неделя Цели, задачи Тема Цель: создание условий для ознакомления с особенностями конструирования мостов. Мосты Краткое содержание: - коммуникативная деятельность; - игровая деятельность; - познавательно исследовательская деятельность; -продуктивная деятельность. Задача: научить последовательным практическим действиям при конструировании моста. Виды и формы совместной деятельности Коммуникативная Беседа «Для чего нужны мосты?» Просмотр видеофильма «Разводные мосты Санкт - Петербурга». Рассматривание картин и иллюстраций с различными конструкциями мостов. Игровая Подвижная игра «По мостику -мосточку». Познавательно - исследовательская Самостоятельное изображение (рисование)схемы моста по инструкции. Конструирование моста по собственному замыслу». Продуктивная Выставка творческих работ. Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в беседе. Участие в просмотре видеофильма. Рассматривание картин и иллюстраций с различными конструкциями мостов. Участие в подвижной игре. Самостоятельное рисованиесхемы моста. Самостоятельное конструирование по замыслу. Участие в выставке детских работ. Целевые ориентиры - ребенок принимает участие в беседе; - может высказать свое суждение о фильме; - проявляет устойчивое внимание при рассматривании картин и иллюстраций; - проявляет активность в подвижной игре; - имеет представление о схеме моста; - проявляет интерес к участию в выставке детских работ. 24 Февраль Примерные темы месяца 1 неделя Спортивные сооружения «Стадион» 2 неделя «Футбольное поле» 3 неделя «Конструируем вместе с папой» (к 23 февраля) 4 неделя «Зимние горки» 1 неделя Цели, задачи Тема Цель: создание условий для ознакомления со спортивными сооружениями в процессе разных видов деятельности. Спортивные сооружения «Стадион» Краткое содержание: - коммуникативная деятельность; - двигательная деятельность; - познавательно исследовательская деятельность; -продуктивная деятельность. Задача: научить конструированию по образцу спортивного сооружения. Виды и формы совместной деятельности Коммуникативная Беседа о спортивных сооружениях, их значении в жизни человека. Видеофильм «Стадион». Обсуждение. Рассматривание готовой модели стадиона (спортивного сооружения),сконструированного педагогом. Двигательная Подвижная игра «Кто быстрее». Познавательно - исследовательская Самостоятельное изображение (рисование по образцу)схемы стадиона: трибуна, игровое поле. Конструирование по образцу. Продуктивная Выставка творческих работ. Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в беседе. Участие в просмотре видеофильма. Рассматривание готовой модели стадиона. Участие в подвижной игре. Самостоятельное рисование по образцу схемы стадиона. Конструирование по образцу. Участие в выставке детских работ. Целевые ориентиры - ребенок имеет представление о спортивных сооружениях; -хорошо владеет устной речью; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; -ребенок обладает развитым воображением в процессе выполнения практических действий при конструировании. 25 2 неделя Цели, задачи Цель: создание условий для закрепления умений и навыков конструирования по заданной теме. Задача: закрепить умения и навыки конструирования по теме «Футбольное поле». Тема Футбольное поле Краткое содержание: - коммуникативная деятельность; - познавательно исследовательская деятельность; -продуктивная деятельность. Виды и формы совместной деятельности Коммуникативная Беседа об игре в футбол, футбольном поле, игроках. Рассматривание настольной игры «Футбол», обсуждение. Ответы на вопросы. Познавательно - исследовательская Исследовательская задача: зачем нужна разметка футбольного поля. Конструирование прямоугольного футбольного покрытия, разметки, ворот. Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в беседе. Ответы на вопросы. Самостоятельное конструирование прямоугольного футбольного покрытия, ворот. Участие в выставке детских работ. Целевые ориентиры - ребенок имеет представление о прямоугольном футбольном поле; - ребенок называет объекты на футбольном поле (ворота, мяч); - ребенок использует знакомые геометрические формы; - участвует в выставке детских работ. Продуктивная Выставка детских работ. 26 3 неделя Цели, задачи Тема Цель: создание условий для реализации семейно группового проекта «Конструируем вместе с папой» (к 23 февраля). «Конструируем вместе с папой» (к 23 февраля) Виды и формы совместной деятельности Семейно -групповой проект «Конструируем вместе с папой» (к 23 февраля) Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в семейно групповом проекте. Целевые ориентиры - ребенок проявляет творческую инициативу; - доброжелательно взаимодействует со взрослыми и сверстниками. Задача: реализовать творческий семейно -групповой проект «Конструируем вместе с папой» (к 23 февраля). 27 4 неделя Цели, задачи Тема Виды и формы совместной деятельности Цель: создание условий для закрепления умений и навыков конструирования по собственному замыслу. Зимние горки Краткое содержание: - коммуникативная деятельность; - игровая деятельность; - познавательно исследовательская деятельность; -продуктивная деятельность. Коммуникативная Беседа о зимней горе во дворе, на участке детского сада. Задача: закрепить умения и навыки конструирования по собственному замыслу. Игровая Катание с горки на санках (на участке). Познавательно - исследовательская Конструирование по замыслу «Зимние горки». Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в беседе. Катание с горки на санках. Конструирование по замыслу «Зимние горки». Участие в выставке детских работ. Целевые ориентиры - ребенок имеет представление о конструировании зимней горки; - ребенок проявляет творчество при конструировании по замыслу. Продуктивная Выставка детских работ. 28 Март Примерные темы месяца 1 неделя Парк развлечений «Солнышко» 2 неделя Парк развлечений «Автодром» 3 неделя Парк развлечений «Качели» 4 неделя Выставка детских работ «Подарок маме» (к женскому дню) 1 неделя Цели, задачи Тема Виды и формы совместной деятельности Цель: создание условий для ознакомления с конструкцией по теме «Парк развлечений». Задача: познакомить с конструкцией из серии «Парк развлечений» в процессе создания коллективной работы «Солнышко». Парк развлечений «Солнышко» Краткое содержание: - коммуникативная деятельность; - познавательно исследовательская деятельность; - речевая деятельность. Коммуникативная Беседа и видеофильм о различных вариантах «Лего» по теме «Парк развлечений». Обсуждение. Познавательно - исследовательская Моделирование. Коллективная работа «Солнышко» (Аттракцион). Собирается на квадратной салатовой пластине размером 16х16 сантиметров, устанавливаются две высокие колонны и 6-и кабинок, вращающихся вокруг центральной оси. У подножия одной из колонн устанавливается панель с пультом управления, состоящая из рычага и датчика скорости, а также небольшой подиум из 4-х ступенек. Сама колонна украшается вывескойнаклейкой. Речевая Составление описательного рассказа о готовой конструкции. Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в беседе. Участие в просмотре видеофильма. Участие в коллективной работе по заданной теме. Целевые ориентиры - ребенок имеет представление о наборах для конструирования по теме «Парк развлечений»; -хорошо владеет устной речью. 29 2 неделя Цели, задачи Тема Цель: создание условий для ознакомления с конструкцией по теме «Парк развлечений». Парк развлечений «Автодром» Краткое содержание: - познавательно исследовательская деятельность. Задача: познакомить с конструкцией из серии «Парк развлечений» в процессе создания коллективной работы «Автодром». Виды и формы совместной деятельности Познавательно - исследовательская Коллективная работа Конструирование квадратной площадки: гладкое фиолетовое основание и контрастные чёрно-белые борта. В левом углу конструируется лестница и открывающаяся дверца. Две машины, разного цвета. Размер площадки для автодрома составляет 10х14х12 см. Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в коллективной работе по конструированию автодрома. Целевые ориентиры - ребенок проявляет любознательность, доброжелательно взаимодействует со сверстниками и педагогом (воспитателем). 30 3 неделя Цели, задачи Тема Цель: создание условий для ознакомления с конструкцией по теме «Парк развлечений». Парк развлечений «Качели» Краткое содержание: - коммуникативная деятельность; - познавательно исследовательская деятельность; -продуктивная деятельность. Задача: познакомить с конструкцией из серии «Парк развлечений» в процессе создания работы «Качели». Виды и формы совместной деятельности Коммуникативная Беседа и рассматривание картинки из набора «Лего» «Перекидные качели» Обсуждение. Познавательно - исследовательская Конструирование по образцу. Игровые задания. Как создать устойчивую постройку? Равновесие. Точка опоры. Как создать симметричную постройку? Самостоятельное цветовое решение. Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в беседе. Рассматривание картинки. Участие в обсуждении. Самостоятельное конструирование по образцу. Участие в выставке детских работ. Целевые ориентиры - ребенок имеет представление о точке опоры, равновесии; - может собрать конструкции по образцу. Продуктивная Выставка детских работ. 31 4 неделя Цели, задачи Цель: создание условий для проведения выставки. Тема Виды и формы совместной деятельности Выставка детских работ «Подарок маме» (к женскому дню) Выставка. Речевая «Ребенок экскурсовод» Каждый ребенок рассказывает о выставке своей маме (бабушке). Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в выставке. Целевые ориентиры - ребенок имеет развитую речь и память. Задача: научить представлять свои работы на выставке детских работ. 32 Апрель Примерные темы месяца 1 неделя «Железные дороги» 2 неделя Путешествие по железной дороге «Наш поезд» 3 неделя Сказочные герои 4 неделя Сказочные герои 1 неделя Цели, задачи Цель: создание условий для развития пространственного мышления в процессе конструирования железной дороги. Задача: развивать пространственное мышление в процессе конструирования железной дороги. Тема Виды и формы совместной деятельности Железные дороги Работа с конструктором «Первые механизмы Лего -Дакта» Краткое содержание: - коммуникативная деятельность; - игровая деятельность; - познавательно исследовательская деятельность; - продуктивная деятельность. Коммуникативная Беседа о железных дорогах и их значении. Пространство железных дорог Кольцевая дорога. Игровая Сюжетно - ролевая игра «Железная дорога». Игра «Точки и линии» (схема железной дороги, соединение точек). Познавательно - исследовательская Самостоятельное конструирование кольцевой железной дороги по заданной схеме. Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в беседе. Участие в игровой деятельности. Самостоятельное конструирование кольцевой железной дороги по заданной схеме. Участие в выставке детских работ. Целевые ориентиры - ребенок имеет представление о железных дорогах; - у ребенка развито пространственное мышление; - ребенок умеет составить простую схему железной дороги. Продуктивная Выставка детских работ. 33 2 неделя Цели, задачи Тема Цель: создание условий для развития пространственного мышления в процессе конструирования по замыслу. Путешествие по железной дороге «Наш поезд». Коллективный проект. Краткое содержание: - познавательно исследовательская деятельность. Задача: развивать пространственное мышление в процессе конструирования по замыслу Виды и формы совместной деятельности Познавательно- исследовательская Конструирование по замыслу. «Путешествие по железной дороге». Обсуждение результатов конструирования. Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в коллективной творческой работе. Целевые ориентиры - ребенок проявляет готовность к коллективной творческой работе. 34 3,4 недели Цели, задачи Цель: создание условий для развития творческого мышления в процессе конструирования по заданной теме. Задача: развивать творческое воображение в процессе конструирования сказочных героев. Тема Сказочные герои Краткое содержание: - коммуникативная деятельность; - познавательно исследовательская деятельность; - продуктивная деятельность. Виды и формы совместной деятельности Коммуникативная Беседа о героях сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «По - щучьему веленью». Рассматривание и обсуждение книжных иллюстраций. Познавательно- исследовательская Конструирование в мини - группе. Самостоятельный выбор одного из сюжетов сказки. Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в беседе. Рассматривание и обсуждение книжных иллюстраций. Конструирование в мини - группе. Самостоятельный выбор одного из сюжетов сказки. Участие в выставке детских работ. Целевые ориентиры - ребенок умеет работать в мини - группе; - ребенок проявляет творчество при конструировании сказочных героев. Продуктивная Выставка детских работ. 35 Май Итоговый мониторинг по развитию логического, пространственного, творческого мышления, навыков конструирования в процессе освоения детьми старшего дошкольного возраста Лего – конструирования 1 неделя Цели, задачи Цель: создание условий для проведения итогового мониторинга по теме «Здания и уличные постройки». Задача: проанализировать результаты развития каждого ребенка в процессе освоения программных умений и навыков по теме «Здания и уличные постройки». Тема Конкурс «Здания и уличные постройки» Виды и формы совместной деятельности Дети выполняют конкурсное задание по пройденной программной по теме «Здания и уличные постройки». Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в конкурсе. Целевые ориентиры - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; - ребенок обладает развитым воображением; -ребенок способен к принятию собственных решений при выполнении конструкторских задач. 36 2 неделя Итоговый мониторинг по развитию логического, пространственного, творческого мышления, навыков конструирования в процессе освоения детьми старшего дошкольного возраста Лего - конструирования Цели, задачи Цель: создание условий для проведения итогового мониторинга по теме «Транспорт». Тема Конкурс «Транспорт» Виды и формы совместной деятельности Дети выполняют конкурсное задание по пройденной программной по теме «Транспорт». Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в конкурсе. Целевые ориентиры - ребенок имеет представление о конструкциях разных видов транспорта. Задача: проанализировать результаты развития каждого ребенка в процессе освоения программных умений и навыков по теме «Транспорт». 37 3 неделя Итоговый мониторинг по развитию логического, пространственного, творческого мышления, навыков конструирования в процессе освоения детьми старшего дошкольного возраста Лего - конструирования Цели, задачи Цель: создание условий для проведения итогового мониторинга по теме «Спортивные сооружения». Тема Конкурс «Спортивные сооружения» Виды и формы совместной деятельности Дети выполняют конкурсное задание по пройденной программной теме «Спортивные сооружения». Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в конкурсе. Целевые ориентиры - ребенок имеет представление о конструкциях спортивных сооружений. Задача: проанализировать результаты развития каждого ребенка в процессе освоения программных умений и навыков по теме «Спортивные сооружения». 38 4 неделя Итоговый мониторинг по развитию логического, пространственного, творческого мышления, навыков конструирования в процессе освоения детьми старшего дошкольного возраста Лего – конструирования Цели, задачи Цель: создание условий для проведения итогового мониторинга по теме «Сказочные герои». Тема Конкурс «Сказочные герои» Виды и формы совместной деятельности Дети выполняют конкурсное задание по пройденной программнойпо теме «Сказочные герои». Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Участие в конкурсе. Целевые ориентиры - ребенок имеет представление о конструировании сказочных героев. Задача: проанализировать результаты развития каждого ребенка в процессе освоения программных умений и навыков по теме «Сказочные герои». 39 2.2 Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми. Примерный образец (модель) технологической карты Тема: Возрастная группа: Форма совместной деятельности: Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): Учебно-методический комплект: наглядные мультимедийные литературные Средства музыкальные оборудование обучающие воспитательные Задачи развивающие 40 Этапы совместной деятельности Содержание деятельности Мотивационный Мотивационный этап предполагает ответы на вопросы: - что делать; - зачем, почему это необходимо знать, уметь; - важны ли познавательные умения в повседневной жизни. Содержание познавательной деятельности строится с учетом этих вопросов. Организационный (организованная деятельность) Организационный этап предполагает краткое описание этапов образовательной деятельности, содержание деятельности по лего конструированию, познавательному развитию. Рефлексивный Обратная связь. Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса Совместная деятельность педагога и детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов Целевые ориентиры (результат) 41 3. Организационный раздел Условия для реализации программы Развивающая предметно Цель Техническое оборудование Игровое оборудование - пространственная Ответственный за реализацию программы среда Создание условий для развития познавательно исследовательской деятельности детей в процессе лего конструирования. Интерактивная доска - 1 Интерактивный стол - 1 Видеокамера - 1 Мультимедийный проектор с экраном -1 Ноутбук -1 Подключение к сети интернет Ресурсный набор LEGO WeDo. Базовый набор LEGO WeDo. Набор «Первые механизмы», "Большая ферма" DUPLO. Набор "Дикие животные" DUPLO и другие. Оборудованная комната (кабинет) для занятий. Выставочные игровые комплекты Лего конструкторов. Педагог (воспитатель) 42 4. Список литературы 1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2 2. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. 3. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989. 4. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. 5. Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно- игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011 6. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. 7. Конструируем: играем и учимся LegoDacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. 8. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2014. –9.Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 10. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. 11. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. 43