МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА» РАСМОТРЕНА НА УТВЕРЖДАЮ Педагогическом совете Заведующий ДОУ Приказ № 182/4 Протокол № 4 от 31.05.2020 От 01.06.2020г. _________ Программа фольклорного кружка «Волшебный сундучок» для детей младшей группы Автор – составитель: Титова М.В. Воспитатель I категории Пгт Новый Уоян 2020 I Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа кружка направлена на социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа по приобщение детей истокам национальной культуре посредством фольклора имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка. 1.2. Актуальность программы Актуальность программы в том, что именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется нагляднообразное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Ребенок приходит в мир. Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. 1.3. Цель и задачи программы. Основная цель: - Внедрение национально-регионального компонента с произведениями фольклора детей младшего дошкольного возраста Задачи: -Воспитывать патриотизм. - Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика). - Развивать интерес и любовь к фольклору. -Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми. -Поощрять желание вспоминать знакомые сказки, песенки, потешки, загадки и т. д. 1.4. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы: В основу программы заложены следующие принципы: -во-первых тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала; -во- вторых, интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры). -в-третьих, активное включение детей; -в-четвертых, использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально. в-пятых приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 1.5. Возрастные особенности развитие детей. Ребенок дошкольного возраста — это прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром. На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников. Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями, и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения. Младший дошкольный возраст (2—3года). Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности — они с уверенностью смотрят в будущее. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относится к старинным праздникам, фольклору, художественным промыслам, декоративноприкладному искусству в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, поражающим личность. Сегодня мы на многое начинаем смотреть поиному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Как жили русские люди? Как работали? Как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Поэтому мы посчитали необходимым донести до знания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Нами были отобраны следующие приоритеты: 1. Создание атмосферы национального быта. Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Ребят должны окружать предметы, характерные для народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. 2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок) и т. п. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 1.6. Планируемые результаты освоения программы. -формирование словаря; -использование детьми в активной речи малых форм фольклора; -умение играть в народные подвижные игры Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: -ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; -ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; -ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, -ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; -ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; -ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. 1.7. Обоснование выбора содержания программы Настоящая программа описывает приобщение детей к истокам национальной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора. Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по национальной культуры посредством фольклора для ДОУ. 1.8. Формы подведения итогов реализации программы Результативность, эффективность программы можно выявить путем наблюдений, исследования проводимого 2 раза в год. Анализ результатов включает в себя следующие моменты: Диагностическая карта педагога; Анкетирование – родителей; Досуги II. Содержательный раздел. 2.1. Тематическое планирование деятельности по программе. Сентябрь 1. Вводное. 2. Путешествие в сказку «Курочка Ряба». 3. Игра-потешка «Сорока- сорока». 4. Прослушивание и разучивание колыбельной песенки. (нар. тат). Октябрь 1. Игровая ситуация по мотивам потешки – «Из-за леса из-за гор».(нар. русс). 2. Потешка «Солнышко – ведрышко» 3. Рассказывание детям сказки «Козлята и волк» 4. Игровая ситуация по мотивам потешки «Как у нашего кота». (морд.) Ноябрь 1. Игровая ситуация «В гости к бабушке» - знакомство с потешкой «Расти коса до пояса». 2. Игра-забава «Где наши ручки?» Цель: Продолжать знакомить с играми. 3. Путешествие в сказку «Репка» (русс). 4. Дидактическая игра «Узнай потешку».(тат). Декабрь 1. Сказка в гости к нам пришла «Кот, петух и лиса» .(русск). 2. Инсценировка песенки «Кто у нас хороший» 3. Игра «Жмурки».(рус. нар.) 4. Потешка – небыличка «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор!». Январь 2. Игра- инсценировка «Чики- чики- чикалочки» 3. Хоровод игра «Пузырь» 4. Инсценировка -песенки «Скачет зайка маленький». Февраль 1. Слушание народной песни «Как на тоненький ледок» 2. Хороводная игра «Каравай» 3. Заучивание народной заклички «Дождик лей!». 4. Сказка в гости к нам пришла «Заюшкина избушка». Март 1. Знакомство с дразнилками- «Андрей ротозей», «Мишка медведь». 2. «Чудесный сундучок» (загадки об овощах). 3. Дидактическая игра «Расскажи сказку» 4. Игра-хоровод «Дуб-Дубок». Апрель Разучивание потешки «Наша уточка с утра: кря, кря, кря» 2. Игровая ситуация «Кто в тереме живёт». 3. Знакомство со считалками. иллюстрации (морд.) 4. Народная игра «Волшебные сказки» (нар. тат). Май 1. Разучивание и прослушивание народных песен. 2. Хороводная игра «У окошка дремлет кошка» 3. Заключительное 4. Диагностика 2.2. Содержание программы. Основными требованиями к организации приобщения детей к истокам национальной культуры младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, включение фольклорных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации фольклорной деятельности. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника я использую этот богатейший материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Потешки мы обыгрывали разными способами: сопровождали чтение действием игрушки, использовали пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки. Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают нам «разговорить» детей. Им нравилось, когда мы брали куклу Катю на руки и ласковым голосом начинали припевать, покачивая ее: Баю, баю, баю, бай! Мы проснулись, потянулись, Вместе солнцу улыбнулись. Во время умывания, причесывания детей знакомили их с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняли значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам. Загадки – форма словесного народного творчества. Детям я предлагали такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками использовали фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т. к. перед глазами находятся загадываемые предметы. Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т. д.) Вначале прочитанную сказку вносили в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем внесли «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?» Уже с раннего возраста мы приучали детей видеть красоту окружающей нас природы и всего живого. Увидев в окно, как ворона села на дерево, говорили словами потешки: «Ай, дуду, дуду, дуду! Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу, Труба точеная, позолоченная». Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры мы считаем различные досуги и развлечения. В развлечении «В гостях у бабушки», «Поиграем с ложкой» дети не только знакомились с народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам. Для решения всех поставленных задач детей нами была подобрана и составлена картотека игр. Русские народные, хороводные игры привлекли наше внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры. Формы работы: - игра; - игра-имитация; - объяснение; - показ; - личный пример; - беседы; - обсуждения; - просмотр видеофильмов; - разучивание произведений устного народного творчества. Формы работы: - индивидуальная, - групповая. Методы, используемые для реализации программы: - чтение сказок; - проведение диалогов с детьми о прочитанном. - инсценировка потешек. - подвижные игры. Включение национально-регионального компонента позволяет решать следующие задачи: 1. Воспитывать нравственные качества личности ребёнка: доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к Родине, гордости за неё. 2. Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края, интерес к людям родного края, их профессиям, уважение к их труду. 3. Воспитывать любовь к природе родного края, неравнодушие к экологическим проблемам города, желание принимать посильное участие в экологических природоохранных мероприятиях. 4. Формировать интерес детей к своему ближайшему окружению: к родному дому, семье, детскому саду, улице. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Кадровое обеспечение программы. Воспитатель – основной руководитель программы; Подменный воспитатель – соруководитель; Музыкальный руководитель МБДОУ – аккомпаниатор. 3.2. Материально-техническое обеспечение программы. • народные игры с пальчиковым, настольным театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках и др. • реквизит для разыгрывания сценок: национальных игрушек, ширмы для кукольного театра, элементы костюмов, маски; • атрибуты для различных игровых позиций: книги, образцы музыкальных произведений, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал. • музыкальный центр, ИКТ. 3.3. Методическое обеспечение программы 1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2010. 2. О. Л. Князева, М. Д. Махнева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2008. 3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. .Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Махнева, 4. О. Н. Корепанова и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. 5. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. 6. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2012. 8. И. В. Кравченко И. В., Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста. 2011. 9. Учите детей петь: (Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет). Пособие для воспитателя и музыкального руководителя дет. сада / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. - М.: Просвещение, 1986. – 144с. 10. Литературно- художественное издание. Серия «Сказки». Терем-теремок. Русские народные сказки для детей дошкольного возраста. ОАО «Издательство» «Высшая школа». Тверь, 2010. 11. Литературно- художественное издание для детей дошкольного возраста «Курочкарябушечка». Русские народные песенки-потешки. Составление и обработка С. Кузьмина. Издательство «Книжный дом», 2008. 12 Литературно- художественное издание для детей дошкольного возраста «Радуга-дуга». Русские народные песенки-потешки. Составление и обработка С. Кузьмина. Издательство «Книжный дом», 2010. Интернет-ресурсы: 1.http://mdou44.edu.yar.ru/materiali/konsultatsii_spetsialistov /konsultatsiya_muzikalnogo_rukovoditelya_i.v.sharipovoy_kolibelnaya_v_zhizni_rebenka.pdf 2. http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-aleksevna-polovinkina/rol-folklora-v-vospitani-detei.html 3. Сайты: «Дошкольник. ру» – сайт для всей семьи, «ТЕРЕМОК» – сайт для детей, Образовательный сайт «Мир Дошкольников»-все для детей, «Детский портал Солнышко». 3.4. Время и сроки реализации программы. Рабочая программа предназначена для детей 2-3 лет (первая младшая группа). Данный вид кружковой деятельности рекомендуется 10-15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю всего 36 занятий 3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды. В группе организованна предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театрализованной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, пальчиковый театры, театр по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; дидактические и настольнопечатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Сказка за сказкой», «Звери в сказках», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет». По многим литературным произведениям имеются видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, загадок, небылиц, русских народных песен. 3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Настольный театр бибабо, «живая рука», пальчиковый, перчаточный. Атрибутика: Маски, шапочки; Ширма; Герои сказок. Дидактические игры: Пальчиковый театр по сказкам «Колобок», «Репка». Пестушки, потешки, песенки, загадки, заклички и т д. В ходе организованной и самостоятельной деятельности по программе.