ПРОЕКТ «НАСЛЕДИЕ РОДНОГО КРАЯ» «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику» Руководитель проекта: Другова Т.Л. –Ст. воспитатель, высшая категория Авторы проекта: Рыбакова Н.В.– воспитатель, высшая категория Шарапова А.В. – воспитатель высшая категория Намдакова Л.В- воспитатель, высшая категория Петрова Т.Ф. – воспитатель, высшая категория Антипина Е.Ф. – воспитатель, первая категория Омбоева Л.С. – воспитатель, первая категория МБДОУ детский сад «Лесная поляна» Паспорт проекта По Долгосрочный продолжительности По количеству Групповой, фронтальный По содержанию Интегративный («Познание», «Коммуникация», «Конструирование», «Художественное творчество», «Художественная литература», «Здоровье», «Физическая культура», «Музыка» и т.д.) По Педагогический, информационно-практико- доминирующему ориентированный виду проектной деятельности По характеру Ребенок и общество и его культурные ценности содержания По характеру Внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями контактов культуры, общественными организациями По характеру Ребенок -участник от зарождения до участия получения результатов Проект реализуется через полную интеграцию развития и воспитания личности ребенка с использованием современных информационнокоммуникативных технологий и применением современных методик для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и достижения позитивного результата. Используется комплексный подход к работе вместе с другими направлениями воспитания в ДОУ, что отвечает современным требованиям ФГОС ДО к общеобразовательной программе. “Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине, “уважения к прошлому”... Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир”. (В. А. Сухомлинский) Пояснительная записка Актуальность В наше время большое значение отводиться формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края. Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня снова. В нашей повседневной жизни малыши окружены в основном современными ритмами, которые не всегда отличаются хорошим вкусом. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, ввести ребенка в духовный мир, т.к. это является одним из главных показателей становления личности. Перед педагогами ДОУ в условиях этнокультурного воспитания стоят задачи: пробудить в ребенке духовное начало, развить его доминирующее в структуре личности. ФГОС дошкольного образования, принятый в 2013 году, определяет, что образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста организуется через разные виды детской деятельности по пяти образовательным областям. -социально-коммуникативное развитие; -познавательное развитие; -речевое развитие; -художественно-эстетическое развитие; -физическое развитие Содержание пяти образовательных областей и образовательные задачи определяются основной образовательной программой дошкольного образования в объеме 60% обязательной части и 40% части, формируемой участниками образовательных отношений. Этнокультурное содержание образования интегрируется в пяти образовательных областях, а конкретные образовательные задачи по обучению краеведению, истории и традициям народа, авторские программы реализуются в части содержания дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений. Одними из своих принципов ФГОС ДО определяют: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - учет этнокультурной ситуации развития детей. Таким образом, в ФГОС ДО определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов. В детском саду, начинающим работать в режиме развития ФГОС ДО, встает вопрос о необходимости выбора методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса, о необходимости создания системы, позволяющей современному ребенку вести диалог с наследиями веков в одухотворенном предметном мире, созданном человеком, с землей наших предков, с природой. Мы считаем, что музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Она ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной культуре. Это направление успешно реализуется в нашем детском саду. Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики является музейно-образовательное пространство, центром которого является краеведческий музей под символическим названием “Родник ”. Краеведческий музей “ Родник” состоит из мини-музеев с разным смысловым стержнем: Мини – музей «Моя малая Родина» Мини-музей «Культура и быт эвенков» Чем раньше ребенок почувствует свои корни, “корни памяти”, тем охотнее он будет обращаться к опыту и знаниям людей, живущих в далекие времена, научиться чтить память своих предков. Ни книга, ни мультфильм, ни кинофильм, какими бы яркими, красочными они не были, не дают ребенку возможности стать живым участником событий, прикоснуться к старине. А музей по прежнему остается уникальным незаменимым проводником в мир истории и культуры. Цель проекта: формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста по средствам музейной педагогики; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДОУ. Задачи: 1. Познакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим родного края. 2. Формировать систему ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному, природному наследию, воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов. 3. Приобщать к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественноречевой и театрализованной деятельности и т.д.) 4. Формировать активную жизненную позицию (умение ребенка использовать полученные знания и умения в повседневной жизни). 5. Развивать сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада 6. Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования и воспитания в ДОУ. Гипотеза: использование музейной педагогики в образовательном процессе позволит приобщить детей к национальной культуре народов Сибири, содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как наследника богатой истории и культуры края, желающего внести свой вклад в его развитие. Вид проекта: информационно-практико-ориентированный. Срок реализации проекта: 1 год(сентябрь 2018 год-сентябрь 2019 год) Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители. Соучастники проекта: СОШ № 36; Детская библиотека; Ветераны, строители БАМА, жители поселка. Предмет исследования: воспитательно-образовательное пространство дошкольного учреждения и семьи. Этапы реализации проекта Этапы реализации проекта 1. Подготовительный этап (информационно – накопительный, организационный) Мероприятия сроки изучение литературы; Сентяб обновление содержания предметно- рь развивающей среды; составление конспектов, картотек игр, Октябр опытов, пособий; ь определение тем консультаций и мероприятий для родителей. Основной этап Ноябрь (практический) Мини проект «Культура и быт эвенков» Декабр Мини проект «Моя малая Родина» ь Мини проект «Чум – как центр этнокультурного Январь образования» Мини-проект «Эвенкийская сказка» Мини-проект «Хосинкан» - («Искорка») Мини – проект «Игры коренных народов Бурятии (эвенкийские игры и забавы Заключительный этап (обобщающий) Поделиться опытом на районном семинаре Май Формы работы с детьми в процессе реализации проекта Диагностирование детей (до начала работы над проектом и после окончания); Совместные с родителями экскурсии в музей по плану сотрудничества. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей. Слушание музыкальных произведений бурятских композиторов. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин бурятских художников, статей, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни. Организация тематических выставок, посвященных памятным датам и темам. Традиционные бурятские праздники «Сагаалган», «Сурхарбаан» (участие детей в подготовке к празднику, репетиции, изготовление костюмов и атрибутов, участие в празднике). Театрализованные игры, представления по произведениям детских бурятских писателей. «Будамшуу», «Сагаалган» и другие. Сюжетно-ролевые игры национально-регионального содержания: «Путешествие по родному селу», «Рыбаки», «Охотники», «Накинь маут на рога оленя»? «Поймай тайменя» Художественное творчество детей (рисование, лепка, аппликация, ручной труд) . Проведение конкурсной работы среди воспитанников ДОУ «Лучший рисунок», «Лучшая поделка», «Конкурс чтецов», «На лучшее исполнение песни» и другие. Опытно-исследовательская работа детей этнографической направленности «Дедушкина медаль», «Транспорт нашего села», «Моя родословная» и др. Создание мини-музеев (мини музей бурятского орнамента, мини-музей бурятской куклы, мини музей предметов быта бурятского народа и др.) Формы работы с педагогами в процессе реализации проекта Проведение образованию консультаций: «Этнокультурный дошкольников», подход «Интегрированный к воспитанию подход в и реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ», «Связь этнокультурного воспитания дошкольников с разными видами детской деятельности» проведение мастер-классов, открытых занятий; встречи с народными мастерами; участие в семинарах-практикумах «Этнокультурное воспитание детей» методическое обеспечение педагогической работы; дидактическое обеспечение педагогической работы; организация самообразования; участие в конкурсах педагогического мастерства. Проведение конкурсной этнографический уголок работы среди группы», педагогов «Лучшая ДОУ «Лучший стенгазета», «Лучший дидактический материал по национально-региональному компоненту». Проектная деятельность педагогов «Бурятские куклы», «Бурятский орнамент», «Сагаалган» и другие. Формы работы с родителями в процессе реализации проекта Анкетирование с целью проверки знаний по народному творчеству; Консультирование родителей «Роль семьи в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста»; Участие в сборе предметов народного творчества; Мастер — класс для родителей «Народная мудрость»(изготовление куклы оберега у разных народов, изготовление национальных костюмов, подвижные игры разных народов, с традициями национальных блюд) Мастер — класс «Приобщение детей к народной культуре как условие формирования этнокультурной компетентности дошкольников». Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставок народных промыслов; Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству; Участие в тематическом вечере «Посмотри как хорош край, в котором ты живешь»; Участие в конкурсе совместных рисунков «Декоративно-прикладное искусство народов родного края» Участие в оформлении мини — музея «Моя малая Родина»; Совместное с детьми участия в фестивале с этнокультурной тематикой «Фестиваль дружбы народов» Посещение вместе с детьми межпоселковой централизованной библиотеки. Привлечения родителей к проведению занятий (знакомство детей с обычаями народов, представителями которых являются они сами, или обучение их какомулибо ремеслу, умению с этнокультурной спецификой: вышиванию, плетению из лозы, выжиганию по дереву, игре на народном музыкальном инструменте); Родительский клуб «Наследие» Интеграция музейной педагогики в МБДОУ Организованное Совмест.деятельност обучение ь Самост.деятельность социально-коммуникат Экскурсии Предметная ивное развитие; проектирование Игровая познавательное Создание мини – Театрализованная развитие; музеев Творческая речевое развитие; Кружковая работа Поисковая художественно-эстетич Продуктивная Общение еское развитие; Экспериментирование Работа слитературой физическое развитие Исследовательская Рассматривание экспонатов Развлечения, праздники. Развитие коммуникативных, мыслительных, интеллектуально – познавательных способностей ребенка Музейно-педагогический комплекс«РОДНИК» Мини-музей «Новый Уоян – моя малая родина» Мини-музей «Культура и быт эвенков» Мини-музей «Защитники земли русской» Мини-музей «Россия – Родина моя» Музейно-педагогический комплекс«РОДНИК» Мини-музей «Космос» Мини-музей «Наш край Родной» Системная паутинка проекта Чтение художественной литературы: Стихи и загадки. Бурятские и эвенкийские народные сказки, предания и легенды. Чтение произведений народного фольклора Бурятии Ознакомление Физическая Игровая деятельность: Сюжетно-ролевые игры: театр. Рыбаки. Скотоводы. Охотники. Бурятские подвижные игры. Эвенкийские народные игры. Игра-этюд «Изобрази народ». Проект «НАСЛЕДИЕ РОДНОГО КРАЯ»» культура: Ознакомление дошкольников с подвижными народны ми играми бурят и эвенков. Продуктивная с произведениями деятельность: изобразительного лепка, рисование, искусства: живопись, музыка национальной культуры Музейная педагогика: Посещение музея «Родник», пополнение мини-музеев: «Моя малая Родина», «Культура и быт эвенков» НОД, беседы, конструирование и ручной труд дидактические игры по теме проекта Взаимодействие с семьями: Клубы, совместные мероприятия, изготовление альбомов, проведение выставок Структура проекта «НАСЛЕДИЕ РОДНОГО КРАЯ »: МИНИ-ПРОЕКТЫ. «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» «КУЛЬТУРА И БЫТ ЭВЕНКОВ» «Чум – как центр этнокультурного образования «Хосинкан» («Искорка») «Эвенкийская сказка» «Игры коренных народов Бурятии (эвенкийские игры и забавы) » Вывод. На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно - эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение. В процессе реализации проекта стало возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины, традиций и современной действительности, что позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, потому, что только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее. Народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего. Перспективность этого проекта заключается в возможности его дальнейшего использования с целью нравственно -патриотического воспитания, расширения взаимодействия родителей и детского сада по вопросам воспитания детей, закладывания основ духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способным к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Для педагогов: Повышение уровня Для воспитанников: Для родителей: Повышение качества Повышение компетенции усвоения знаний детьми педагогов в во время НОД; музейной педагогике; Инновационные Появление интереса о быте, культуре, фольклоре, обычаях изменения в коренных малочисленных организации народов Севера; воспитательно- Развитие музейной культуры у родителей; Повышение статуса семейного воспитания; Активное участие родителей в жизни ДОУ; Ощущение личной сопричастности к образованию образовательного гражданственности и и воспитанию своего процесса; личностных качеств ребѐнка; Интеграция музейной дошкольников; Повышение качества Формирование более высокой оценки педагогики с воспитания и достижений своих детей и разными видами образования гордость за них. дошкольной дошкольников. деятельности детей. Раскрытие творческий способностей через разнообразные виды детской деятельности. Желание играть в национальные игры народов Севера. Литература 1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). М.: Мозаика – Синтез, 2001. 240 с. 2. Акбальян Е.Р. Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России.М.: «Северные просторы», 2002.-544с. 3. Алексахин Н. Н. Голубая сказка. М.: Народное образование, 1996. 120 с. 4. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание). М.: УЦ Перспектива, 2011. 145 с. 5. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ЦГЛ., 2005. 150 с. 6. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ.– 2005.– №1. – С. 21-34. 7. Банников В.Н. Изобразительное искусство в национальной школе (методическое пособие. Х.–М.: «Полиграфист», 2005. 62 с. 8. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М., 1987. 86 с 9. Гончарова Е.В. Региональная программа экологического образования дошкольников «Экология для малышей» // Югра. – 1993. – №5. – С.33-35. 10. Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей- дошкольников. М.: МИПКРО, 1999. 240 с. 11. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. М.: Творческий центр Сфера, 2005. 220 с. 12. Ермаков В. Человек сильнее всех - Красноярское книжное издательство, 1986.144с. 13. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России М., 2011. 156 с. 14. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей/авторы составители: Ю.Е. Антонов, Л.В., О.В. Розова, И.А. Щербакова, М.: АРКТИ, 2003. 144 с. 15. Клиенов А. П. Народные промыслы. М.: Белый город, 2002. 180 с. 16. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство-Пресс, 1998. 214 с. 17. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2003. 180 с. 18. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание.– 2001.– №9. – С. 12-20. 19. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 196 с. 20. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина // Управление ДОУ.– 2005.– №1. – С. 24-29. 21. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. М.: Феникс, 2003. 180 с. 22. Лукина Н.В. Народы Северо-Западной Сибири. Томск, 2002. 320 с. 23. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление ДОУ.– 2005.– №1. – С.56-68. 24. Разина Т. М. Русское народное творчество. М.: 1993. 280 с. 25. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ – Сфера. 2005. 192с. 26. С чего начинается Родина… Детское ручное творчество. Самара: «Учебная литература», 2007. 212 с. 27. Сакавичене О.В. Патриотическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание.– 2006.– №2. – С. 34-42. 28. Соломенникова О. А. Радость творчества. М.: Мозаика-синтез, 2005. 160 с. 29. Федорова Л.Ф. План патриотического воспитания детей подготовительной к школе группы // Управление ДОУ-2005. – №1. – С. 23-30. 30. Фольклор – музыка – театр: Программа и конспекты занятий педагогов, работающих с дошкольниками: программно - методическое пособие \ Под ред. С. И. Мерзляковой.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 320 с. 31. Шимичев В. Узорочье жизни. - М.: «Узорочье жизни», 1989. – 315с.