ПРОЕКТ Наследие родного края

ПРОЕКТ
«НАСЛЕДИЕ РОДНОГО КРАЯ»
«Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную
педагогику»

Руководитель проекта:
Другова Т.Л. –Ст. воспитатель, высшая категория

Авторы проекта:
Рыбакова Н.В.– воспитатель, высшая категория
Шарапова А.В. – воспитатель высшая категория
Намдакова Л.В- воспитатель, высшая категория
Петрова Т.Ф. – воспитатель, высшая категория
Антипина Е.Ф. – воспитатель, первая категория
Омбоева Л.С. – воспитатель, первая категория

МБДОУ детский сад «Лесная поляна»

Паспорт проекта

По

Долгосрочный

продолжительности
По количеству

Групповой, фронтальный

По содержанию

Интегративный («Познание», «Коммуникация»,
«Конструирование», «Художественное творчество»,
«Художественная литература», «Здоровье», «Физическая
культура», «Музыка» и т.д.)

По

Педагогический, информационно-практико-

доминирующему

ориентированный

виду проектной
деятельности
По характеру

Ребенок и общество и его культурные ценности

содержания
По характеру

Внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями

контактов

культуры, общественными организациями

По характеру

Ребенок -участник от зарождения до

участия

получения результатов

Проект реализуется через полную интеграцию развития и воспитания
личности ребенка с использованием современных информационнокоммуникативных технологий и применением современных методик для
обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и достижения
позитивного результата. Используется комплексный подход к работе вместе с
другими направлениями воспитания в ДОУ, что отвечает современным
требованиям ФГОС ДО к общеобразовательной программе.

“Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник
укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения, так и
учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной
любви к Родине, “уважения к прошлому”... Воспитание этих качеств начинается
с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать
окружающий мир”.
(В. А. Сухомлинский)

Пояснительная записка
Актуальность
В наше время большое значение отводиться формированию национальных
ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего
родного края. Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно
патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития
любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает
ментальные основания всестороннего развития личности и будущего
гражданина.
Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное
вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня снова. В нашей
повседневной жизни малыши окружены в основном современными ритмами,
которые не всегда отличаются хорошим вкусом. Именно поэтому мы отмечаем
острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры,
познакомить с её истоками, обычаями, традициями, ввести ребенка в духовный
мир, т.к. это является одним из главных показателей становления личности. Перед
педагогами ДОУ в условиях этнокультурного воспитания стоят задачи: пробудить
в ребенке духовное начало, развить его доминирующее в структуре личности.

ФГОС дошкольного образования, принятый в 2013 году, определяет, что
образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста организуется через
разные виды детской деятельности по пяти образовательным областям.
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие
Содержание пяти образовательных областей и образовательные задачи
определяются основной образовательной программой дошкольного образования в
объеме 60% обязательной части и 40% части, формируемой участниками
образовательных отношений. Этнокультурное содержание образования
интегрируется в пяти образовательных областях, а конкретные образовательные
задачи по обучению краеведению, истории и традициям народа, авторские
программы реализуются в части содержания дошкольного образования,
формируемого участниками образовательных отношений.
Одними из своих принципов ФГОС ДО определяют:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Таким образом, в ФГОС ДО определены единые воспитательные процессы
дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина,
любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к
культуре, традициям и обычаям других народов.
Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к
пониманию, что их край – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом это
непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему
Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с
формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в

отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к
ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле
народностей.

Ибо

лишь

человек,

глубоко

уважающий

и

понимающий

самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных
ценностей других этнических коллективов.
В детском саду, начинающим работать в режиме развития ФГОС ДО, встает
вопрос о необходимости выбора методов и организационных форм
образовательно-воспитательного процесса, о необходимости создания системы,
позволяющей современному ребенку вести диалог с наследиями веков в
одухотворенном предметном мире, созданном человеком, с землей наших
предков, с природой. Мы считаем, что музейная педагогика - одно из новых и
актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Она
ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной
культуре. Это направление успешно реализуется в нашем детском саду. Основной
дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики
является музейно-образовательное пространство, центром которого является
краеведческий музей под символическим названием “Родник ”.
Краеведческий музей “ Родник” состоит из мини-музеев с разным смысловым
стержнем:
 Мини – музей «Моя малая Родина»
 Мини-музей «Культура и быт эвенков»
Чем раньше ребенок почувствует свои корни, “корни памяти”, тем охотнее
он будет обращаться к опыту и знаниям людей, живущих в далекие времена,
научиться чтить память своих предков. Ни книга, ни мультфильм, ни
кинофильм, какими бы яркими, красочными они не были, не дают ребенку
возможности стать живым участником событий, прикоснуться к старине. А
музей по прежнему остается уникальным незаменимым проводником в мир
истории и культуры.

Цель проекта: формирование этнокультурной компетентности у детей
дошкольного возраста по средствам музейной педагогики; повышение
компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и
образования в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в
ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим
родного края.
2. Формировать систему ценностей ребенка, приобщение к историческому,
культурному, природному наследию, воспитание толерантности,
гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих,
эмоциональных и речевых процессов.
3. Приобщать к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного
через разнообразные виды художественно-творческой деятельности
(декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественноречевой и театрализованной деятельности и т.д.)
4. Формировать активную жизненную позицию (умение ребенка
использовать полученные знания и умения в повседневной жизни).
5. Развивать сотрудничество педагогического коллектива дошкольного
учреждения с родителями и представителями социума за пределами
детского сада
6. Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение
этнокультурного образования и воспитания в ДОУ.
Гипотеза: использование музейной педагогики в образовательном процессе
позволит

приобщить

детей

к

национальной

культуре

народов

Сибири,

содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной
край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком
себя как наследника богатой истории и культуры края, желающего внести свой
вклад в его развитие.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Срок реализации проекта: 1 год(сентябрь 2018 год-сентябрь 2019 год)
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители.
Соучастники проекта: СОШ № 36; Детская библиотека; Ветераны, строители
БАМА, жители поселка.
Предмет исследования: воспитательно-образовательное пространство
дошкольного учреждения и семьи.
Этапы реализации проекта
Этапы реализации
проекта
1.
Подготовительный
этап
(информационно –
накопительный,
организационный)

Мероприятия

сроки


изучение литературы;
Сентяб

обновление
содержания
предметно- рь
развивающей среды;

составление конспектов, картотек игр, Октябр
опытов, пособий;
ь

определение тем
консультаций
и
мероприятий для родителей.
Основной
этап
Ноябрь
(практический)
 Мини проект «Культура и быт эвенков»
Декабр
 Мини проект «Моя малая Родина»
ь
 Мини проект «Чум – как центр этнокультурного Январь
образования»
 Мини-проект «Эвенкийская сказка»
 Мини-проект «Хосинкан» - («Искорка»)
 Мини – проект «Игры коренных народов
Бурятии (эвенкийские игры и забавы

Заключительный
этап (обобщающий)

Поделиться опытом на районном семинаре

Май

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта
 Диагностирование детей (до начала работы над проектом и после окончания);
 Совместные с родителями экскурсии в музей по плану сотрудничества.
 Чтение

художественной

литературы,

соответствующей

возрастной

категории детей.
 Слушание музыкальных произведений бурятских композиторов.
 Рассматривание иллюстраций, репродукций картин бурятских художников,
статей, содержащих необходимые исторические факты и события из
окружающей жизни.
 Организация тематических выставок, посвященных памятным датам и
темам.
 Традиционные бурятские праздники «Сагаалган», «Сурхарбаан» (участие
детей в подготовке к празднику, репетиции, изготовление костюмов и
атрибутов, участие в празднике).
 Театрализованные

игры,

представления

по

произведениям

детских

бурятских писателей. «Будамшуу», «Сагаалган» и другие.
 Сюжетно-ролевые

игры

национально-регионального

содержания:

«Путешествие по родному селу», «Рыбаки», «Охотники», «Накинь маут на
рога оленя»? «Поймай тайменя»
 Художественное творчество детей (рисование, лепка, аппликация, ручной
труд) .
 Проведение конкурсной работы среди воспитанников ДОУ «Лучший
рисунок», «Лучшая поделка», «Конкурс чтецов», «На лучшее исполнение
песни» и другие.
 Опытно-исследовательская работа детей этнографической направленности
«Дедушкина медаль», «Транспорт нашего села», «Моя родословная» и др.
 Создание мини-музеев (мини музей бурятского орнамента, мини-музей
бурятской куклы, мини музей предметов быта бурятского народа и др.)

Формы работы с педагогами в процессе реализации проекта
 Проведение
образованию

консультаций:

«Этнокультурный

дошкольников»,

подход

«Интегрированный

к

воспитанию

подход

в

и

реализации

этнокультурного компонента в условиях ДОУ», «Связь этнокультурного
воспитания дошкольников с разными видами детской деятельности»
 проведение мастер-классов, открытых занятий;
 встречи с народными мастерами;
 участие в семинарах-практикумах «Этнокультурное воспитание детей»
 методическое обеспечение педагогической работы;
 дидактическое обеспечение педагогической работы;
 организация самообразования;
 участие в конкурсах педагогического мастерства.
 Проведение

конкурсной

этнографический

уголок

работы

среди

группы»,

педагогов

«Лучшая

ДОУ

«Лучший

стенгазета»,

«Лучший

дидактический материал по национально-региональному компоненту».
 Проектная деятельность педагогов «Бурятские куклы», «Бурятский орнамент»,
«Сагаалган» и другие.

Формы работы с родителями в процессе реализации проекта
 Анкетирование с целью проверки знаний по народному творчеству;
 Консультирование родителей «Роль семьи в этнокультурном воспитании детей
дошкольного возраста»;
 Участие в сборе предметов народного творчества;
 Мастер — класс для родителей «Народная мудрость»(изготовление куклы
оберега у разных народов, изготовление национальных костюмов, подвижные
игры разных народов, с традициями национальных блюд)
 Мастер — класс «Приобщение детей к народной культуре как условие
формирования этнокультурной компетентности дошкольников».

 Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставок народных
промыслов;
 Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному
творчеству;
 Участие в тематическом вечере «Посмотри как хорош край,

в котором ты

живешь»;
 Участие в конкурсе совместных рисунков «Декоративно-прикладное искусство
народов родного края»
 Участие в оформлении мини — музея «Моя малая Родина»;
 Совместное с детьми участия в фестивале с этнокультурной тематикой
«Фестиваль дружбы народов»
 Посещение вместе с детьми межпоселковой централизованной библиотеки.
 Привлечения родителей к проведению занятий (знакомство детей с обычаями
народов, представителями которых являются они сами, или обучение их какомулибо ремеслу, умению с этнокультурной спецификой: вышиванию, плетению из
лозы, выжиганию по дереву, игре на народном музыкальном инструменте);
 Родительский клуб «Наследие»

Интеграция музейной педагогики в МБДОУ
Организованное

Совмест.деятельност

обучение

ь

Самост.деятельность

социально-коммуникат Экскурсии

Предметная

ивное развитие;

проектирование

Игровая

познавательное

Создание мини –

Театрализованная

развитие;

музеев

Творческая

речевое развитие;

Кружковая работа

Поисковая

художественно-эстетич

Продуктивная

Общение

еское развитие;

Экспериментирование

Работа слитературой

физическое развитие

Исследовательская

Рассматривание экспонатов

Развлечения,
праздники.

Развитие коммуникативных, мыслительных, интеллектуально –
познавательных способностей ребенка
Музейно-педагогический комплекс«РОДНИК»

Мини-музей «Новый Уоян – моя
малая родина»

Мини-музей «Культура
и быт эвенков»

Мини-музей «Защитники
земли русской»

Мини-музей «Россия – Родина
моя»

Музейно-педагогический
комплекс«РОДНИК»

Мини-музей «Космос»

Мини-музей «Наш край
Родной»

Системная паутинка проекта
Чтение художественной
литературы:

Стихи и загадки. Бурятские и
эвенкийские народные сказки,
предания и легенды. Чтение
произведений народного
фольклора Бурятии

Ознакомление

Физическая

Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры:
театр. Рыбаки. Скотоводы.
Охотники. Бурятские
подвижные игры.
Эвенкийские народные игры.
Игра-этюд «Изобрази
народ».
Проект «НАСЛЕДИЕ РОДНОГО
КРАЯ»»

культура:

Ознакомление
дошкольников с
подвижными народны
ми играми бурят и
эвенков.

Продуктивная

с произведениями

деятельность:

изобразительного

лепка, рисование,

искусства:
живопись, музыка
национальной культуры

Музейная педагогика:
Посещение музея «Родник»,
пополнение мини-музеев:
«Моя малая Родина»,
«Культура и быт эвенков»

НОД,
беседы,

конструирование
и ручной труд

дидактические
игры
по теме проекта

Взаимодействие с
семьями:
Клубы, совместные
мероприятия,
изготовление альбомов,
проведение выставок

Структура проекта
«НАСЛЕДИЕ РОДНОГО
КРАЯ »:
МИНИ-ПРОЕКТЫ.
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

«КУЛЬТУРА И БЫТ
ЭВЕНКОВ»

«Чум

– как центр
этнокультурного
образования

«Хосинкан» («Искорка»)

«Эвенкийская сказка»

«Игры коренных
народов Бурятии
(эвенкийские игры и
забавы)
»
Вывод. На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации
задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект
способствовал формированию не только познавательного интереса,
художественно - эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение. В
процессе реализации проекта стало возможным повышение детской и
родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой

Родины, традиций и современной действительности, что позволяет развивать
личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера,
русской ментальности, потому, что только на основе знаний о прошлом можно
понять настоящее и предвидеть будущее. Народ, не передающий всё самое ценное
из поколения в поколение - народ без будущего. Перспективность этого проекта
заключается в возможности его дальнейшего использования с целью нравственно
-патриотического воспитания, расширения взаимодействия родителей и детского
сада по вопросам воспитания детей, закладывания основ духовно - нравственной
личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом,
способным к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с
другими людьми.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для педагогов:
 Повышение уровня

Для воспитанников:

Для родителей:

 Повышение качества

 Повышение

компетенции

усвоения знаний детьми

педагогов в

во время НОД;

музейной
педагогике;
 Инновационные

 Появление интереса о
быте, культуре,
фольклоре, обычаях

изменения в

коренных малочисленных

организации

народов Севера;

воспитательно-

 Развитие

музейной

культуры у родителей;
Повышение статуса



семейного воспитания;


Активное участие

родителей в жизни ДОУ;


Ощущение личной

сопричастности к
образованию

образовательного

гражданственности и

и воспитанию своего

процесса;

личностных качеств

ребѐнка;

 Интеграция
музейной

дошкольников;
 Повышение качества



Формирование более

высокой оценки

педагогики с

воспитания и

достижений своих детей и

разными видами

образования

гордость за них.

дошкольной

дошкольников.

деятельности детей.

 Раскрытие творческий
способностей через
разнообразные виды
детской деятельности.
 Желание играть в
национальные игры
народов Севера.

Литература
1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). М.:
Мозаика – Синтез, 2001. 240 с.
2. Акбальян Е.Р. Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России.М.: «Северные просторы», 2002.-544с.
3. Алексахин Н. Н. Голубая сказка. М.: Народное образование, 1996. 120 с.
4. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной
(Патриотическое воспитание). М.: УЦ Перспектива, 2011. 145 с.
5. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое
пособие. М.: ЦГЛ., 2005. 150 с.
6. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //
Управление ДОУ.– 2005.– №1. – С. 21-34.
7. Банников

В.Н.

Изобразительное

искусство

в

национальной

школе

(методическое пособие. Х.–М.: «Полиграфист», 2005. 62 с.
8. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М., 1987. 86 с

9. Гончарова

Е.В.

Региональная

программа

экологического

образования

дошкольников «Экология для малышей» // Югра. – 1993. – №5. – С.33-35.
10. Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным
искусством

и

декоративное

рисование,

лепка,

аппликация

москвичей-

дошкольников. М.: МИПКРО, 1999. 240 с.
11. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. М.: Творческий
центр Сфера, 2005. 220 с.
12. Ермаков В. Человек сильнее всех - Красноярское книжное издательство, 1986.144с.
13. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России М., 2011. 156 с.
14. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и
учителей/авторы составители: Ю.Е.

Антонов, Л.В., О.В. Розова, И.А.

Щербакова, М.: АРКТИ, 2003. 144 с.
15. Клиенов А. П. Народные промыслы. М.: Белый город, 2002. 180 с.
16. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры. СПб.: Детство-Пресс, 1998. 214 с.
17. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для
работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2003. 180 с.
18. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное
воспитание.– 2001.– №9. – С. 12-20.
19. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. М.:
Педагогическое общество России, 2005. 196 с.
20. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина // Управление ДОУ.– 2005.–
№1. – С. 24-29.
21. Корчаловская

Н.

В.

Комплексные

занятия

по

развитию

творческих

способностей дошкольников. М.: Феникс, 2003. 180 с.
22. Лукина Н.В. Народы Северо-Западной Сибири. Томск, 2002. 320 с.
23. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников //
Управление ДОУ.– 2005.– №1. – С.56-68.
24. Разина Т. М. Русское народное творчество. М.: 1993. 280 с.

25. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ – Сфера.
2005. 192с.
26. С чего начинается Родина… Детское ручное творчество. Самара: «Учебная
литература», 2007. 212 с.
27. Сакавичене О.В. Патриотическое воспитание дошкольников // Дошкольное
воспитание.– 2006.– №2. – С. 34-42.
28. Соломенникова О. А. Радость творчества. М.: Мозаика-синтез, 2005. 160 с.
29. Федорова Л.Ф. План патриотического воспитания детей подготовительной к
школе группы // Управление ДОУ-2005. – №1. – С. 23-30.
30. Фольклор – музыка – театр: Программа и конспекты занятий педагогов,
работающих с дошкольниками: программно - методическое пособие \ Под ред.
С. И. Мерзляковой.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 320 с.
31. Шимичев В. Узорочье жизни. - М.: «Узорочье жизни», 1989. – 315с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.07.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83013044033

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».